Семинар "Значение самостоятельности, как личностной характеристики дошкольника"

11 марта 2019 г.

Семинар "Значение самостоятельности, как личностной характеристики дошкольника"

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Самостоятельность одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением;  ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:

  • стремление
  • цель
  • реализация
  • результат
  • инициатива

И для этого предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной.

 

В развитии самостоятельности могут быть намечены три уровня.

  1. Первый уровень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого.
  2. Второй уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
  3. Третий уровень. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Правила, которые могут использовать родители для развития самостоятельности у ребенка:

Правило 1. Формируя  самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу.

Правило 2. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Правило 3. Предоставьте ребенку возможность самому найти себе занятие, и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Правило 4. Поддерживайте  режим дня. Учите планировать деятельность, предоставив   ребенку выбор.

Правило 5. Самостоятельность всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. и не означает полной свободы действия и поступков.

Правило 6.  Важно учитывать индивидуальные качества ребенка. Результат достижений всегда индивидуален.

Самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, и в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.  За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей, это воздействие становится все менее и менее открытым.