Версия для слабовидящих
Новости школы
Полезные ссылки

Семинар "Значение самостоятельности, как личностной характеристики дошкольника"

11 марта 2019 г.

Семинар "Значение самостоятельности, как личностной характеристики дошкольника"

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Самостоятельность одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением;  ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:

  • стремление
  • цель
  • реализация
  • результат
  • инициатива

И для этого предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной.

 

В развитии самостоятельности могут быть намечены три уровня.

  1. Первый уровень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого.
  2. Второй уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
  3. Третий уровень. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Правила, которые могут использовать родители для развития самостоятельности у ребенка:

Правило 1. Формируя  самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу.

Правило 2. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Правило 3. Предоставьте ребенку возможность самому найти себе занятие, и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Правило 4. Поддерживайте  режим дня. Учите планировать деятельность, предоставив   ребенку выбор.

Правило 5. Самостоятельность всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. и не означает полной свободы действия и поступков.

Правило 6.  Важно учитывать индивидуальные качества ребенка. Результат достижений всегда индивидуален.

Самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, и в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.  За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей, это воздействие становится все менее и менее открытым.