Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Публичный доклад директора МБОУ «Гимназия №1» Раевской Л.В., 2015-2016 учебный год |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Administrator | ||||||||
02.09.2016 06:45 | ||||||||
«Укрепление общественного статуса гимназии как образовательного учреждения образцовой педагогической культуры, высокого уровня обучения и воспитания учащихся» (организация деятельности педагогического коллектива по выполнению задач, поставленных на 2015 – 2016 учебный год.)
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Р.Кипплинг
В 2015-2016 учебном году перед коллективом педагогов, учащихся и их родителей была поставлена цель: Укрепление общественного статуса гимназии как гимназии образцовой педагогической культуры, высокого уровня обучения и воспитания учащихся. Дальнейшее следование принципам педагогики успеха. Сохранение и преумножение традиций гимназии, одной из лучших школ Российской Федерации. Решались задачи, вытекающие из решений педсоветов (май, август 2015г.):
Задачи объемные, долговременные, и каждый учебный год совершенствуются подходы к их решению, а, значит, улучшаются результаты деятельности коллектива гимназии. Доказательством является успешно пройденная аккредитационная экспертиза в этом учебном году. Экспертная группа по итогам аккредитационной экспертизы пришла к следующим выводам: - содержание образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1» по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов);
- качество подготовки учащихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1» по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Подтверждением тому являются результаты итоговой аттестации. Все выпускники 9-х, 11-х классов получили аттестаты, высокие результаты по русскому языку, английскому языку, обществознанию. Русский язык в гимназии – лучший результат в городе Ангарске. В целом, по гимназии успеваемость по итогам года 100%, качество по гуманитарным предметам от 75% и выше. Сегодня можно сказать, что Первая гимназия - один из самых ярких образовательных брендов современного Ангарска. Гимназия три года подряд входит в ТОП-100 лучших школ России, трижды получала титул «Образцовое образовательное учреждение Приангарья», а в 2015 году признана лучшей среди инновационных образовательных учреждений. Она же первой в Ангарске освоила работу по Федеральным Государственным Образовательным Стандартам и стала для Ангарска флагманской площадкой этого процесса. Учиться в гимназии нелегко, но преподаватели считают, что учеба должна быть радостной, а гимназические годы - самым светлым воспоминанием детства. Именно эта идея стала ключевой для ангарской гимназии № 1, празднующей в 2016-м свое 25-летие. Пожалуй, одна из главных особенностей учреждения - это уникальная атмосфера товарищества, неказенного уюта и творческого вдохновения. В гимназии создан и отточен высококлассный архетип гуманитарного образования - образования многогранного, функционального, уважительного к индивидуальности ученика. «Школа - пространство позитивного жизнестроения» - такова сквозная идея всей учебной концепции. Все девять лет до десятого, профильного класса - это осмысление своего жизненного выбора. И к 10-му классу учащиеся уже приходят с продуманными, детально проработанными планами. Приходят, точно зная, на какой специализации сконцентрироваться. Неудивительно, что 97% выпускников поступают в вузы по тому профилю, который выбрали здесь, в гимназические годы. Гимназистов детально знакомят со всеми функциональными перспективами гуманитарного образования. Это не только экскурсии, но и самые настоящие пробы профессии - стажировки на предприятиях и в учреждениях различных направлений. Например, в телекомпании «Актис», в Сбербанке, в управлении Следственного комитета РФ, в городской администрации, в суде и прокуратуре. В 2015 – 2016 учебном году прошли пробы 92% учащихся 10-х классов (41 из 45 человек), 94% из них заинтересованы в повторении профпроб. 52% учащихся утвердились в выборе профессии, 22% поняли, что предварительный выбор был ошибочным, Для 26% пробы повлияли на уровень готовности к профессиональному выбору. Удовлетворенность пробами составляет 100%. В гимназии «академизм» имеет свой исконный смысловой оттенок - уже со второго класса начальной школы дети ведут научно-исследовательскую работу, представляют свои разработки и исследования на научных конференциях. А учитель в этой связке выступает научным руководителем. В гимназии есть собственное научное общество «Эйдос». С олимпиад и конференций всех уровней гимназисты исправно привозят обильный урожай медалей и дипломов. В 2015 – 2016 учебном году 38 победителей и призеров Всероссийских олимпиад различного уровня. В региональном этапе 6 призеров, 2 победителя, Левченко Илья – призер Всероссийской олимпиады по МХК. По результатам НПК «Ломоносовские чтения «Юниор» 11 победителей Разнообразна среда художественного и социального творчества. В гимназии действует целый букет кружков, студий и клубов. У художественно-эстетического отделения 14 направлений работы, в них заняты 97,3% обучающихся. За последние три года заметен рост занятости учащихся художественным творчеством 11,4%, что обусловлено нормами ФГОС РФ, поставленными воспитательными задачами, высоким профессиональным уровнем педагогов дополнительного образования, заинтересованностью родителей в разностороннем развитии детей и подростков, обучающихся в гимназии. В том числе учащихся, имеющих проблемы в успеваемости или в поведении:
Обстановка дружбы, увлеченной учебы и душевного тепла – коллективное творение всех учителей. Все – профессионалы, влюбленные в свою работу, искренне любящие и уважающие детей. 86 обладатели отраслевых наград РФ. В 2015 – 2016 учебном году аттестованы на высшую категорию 10 педагогов, на первую 4, подтвердили свою квалификационную категорию 9 педагогов, повысили 4, 8 – аттестованы на соответствие должности. Не проходили аттестацию 8 молодых специалистов – стаж работы менее 2-х лет. Все перспективные талантливые педагоги, психологи. Высшую категорию имеют 38%, первую 38%. В результате инновационной деятельности педагогов в учебном году зарегистрировано 5 авторских программ на уровне МЭС. Всего в практической деятельности используются 44 авторских программ педагогов в гимназии и в других образовательных учреждениях. Повысили квалификацию 36 педагогов на курсах предметных по ФГОС. Тиражировали педагогический опыт 7 педагогов. 52 представили педагогический опыт на конференциях муниципального и регионального уровней, мастер – классах. В профессиональных конкурсах приняли участие 36 педагогов, 33 победители. Таков педагогический потенциал гимназии – а это главное условие для повышения качества образования – не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. В центр гимназического образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями. С 2014 года для изучения эффективности воспитательной работы разработан комплексный мониторинг эффективности реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Данный мониторинг позволяет классным руководителям выбирать формы и методы воспитательной работы в соответствии с результатами диагностики. Основные показатели по формированию семейных, патриотических, нравственно-этических, духовных ценностей соответствуют возрастным показателям. Мониторинг воспитанности гимназистов проводится во 2, 4, 6, 9, 10- классах и показывает оценку развития нравственно-этических чувств. Таковы личностные результаты: Воспитанность: 2-е классы: 57 % -высокий уровень и выше среднего; 41 % средний уровень; 2 % низкий уровень. 4-е классы: 81% выше среднего; 19% средний уровень (положительная динамика на 7%) 6-е классы: 54% высокий уровень и выше среднего уровень воспитанности, 36% - средний. 10% ниже среднего. 9-е классы: 17% высокий уровень, 24%выше среднего, 43% среднего, 16% низкий. 10-е классы: выявлен средний и выше среднего уровень воспитанности. Необходимо отметить, что в течение трех учебных лет определяется на высоком уровне готовность к продолжению самообразования, саморазвития, обучению в ВУЗе, трудовой деятельности, деловому сотрудничеству и др. Вместе с тем, определяется недостаточный уровень подготовки выпускников к выбору профессии. Все классы показывают высокий уровень сформированности семейных ценностей, подтверждающий авторитет родителей, наличие семейных традиций; В 9-х классах отмечается высокий уровень социальных ценностей. Это объясняется тем, что дети понимают проблемы общества, умеют сочувствовать и принимать участие в решении проблем других людей. В 11 классах ровные показатели по всем параметрам, что говорит о том, что ребята мотивированы на вхождение во взрослую жизнь, имеют сформированную гражданскую позицию, что соответствует модели выпускника гимназиста: «Выпускник гимназии это, прежде всего, конкуретноспособный человек, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества, способен интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умеет устанавливать контакты с другими людьми, готов к объединению для решения лично и общественно – значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятию агрессии, жестокости, насилия над личностью. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие, как доброта, гуманизм, сострадание по отношению к ближним. Присущая выпускнику гуманитарная культура базируется на ценностях гуманистической этики и универсальной гимназической подготовке, хорошо развитых коммуникативных качеств и стремлении к саморазвитию и самореализации. Выпускник гимназии для того, чтобы чувствовать себя уверенно в постоянно меняющихся условиях современного общества, должен обладать универсальной гимназической подготовкой. Это предполагает, что выпускник обладает высокой гуманитарной правовой культурой, способен использовать достижения культуры для решения важных гражданских, социальных и личных проблем, осваивать новые культурные ценности». Повышение качества обучения, развитие инновационных процессов в образовательном процессе - главная задача педагогического коллектива гимназии. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Изучение качества образования и прогнозирование возможных направлений его дальнейшего развития не могут быть осуществлены без учета интересов и потребностей субъектов в сфере образования. Количественный анализ исследования социального заказа родителей на образование детей показал, что ожидания и запросы родителей соотносятся с внутренними устремлениями и ценностными ориентирами учебно-воспитательного процесса, моделью выпускника гимназии, а также с реальными материально-техническими возможностями и социальными условиями. На первом ранговом месте сохраняется главная задача - обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями, на втором – обеспечение всестороннего развития учеников: интеллектуального, физического, нравственного. На третьем месте определяется задача сохранения и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, на четвертом – воспитание активной личности. Мониторинг эффективности создания условий для реализации основных образовательных программ и выполнения социального заказа представляет собой систему анализа ресурсов: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методических и информационных. В основной образовательной программе основного общего образования обобщен уже наработанный опыт. Образовательная программа в гимназии является нормативно - управленческим документом и характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно - воспитательного процесса. К основной образовательной программе дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования разработана комплексная программа психолого - педагогического сопровождения (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Программа была представлена на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Профи» (г.Санкт-Петербург образовательный проект RAZV1TUMY и отмечена Дипломом III степени. Так же в гимназии разработан и внедряется мониторинг формирования универсальных учебных действий учащихся, обучающихся в начальных классах и среднем звене. Приведена в систему оценка личностных достижений учащихся с 5-го по 9-й класс. В 5-6-х классах учащиеся в рамках классного часа работают с дневниками личностных достижений. Приведено в систему психолого - педагогическое сопровождение проекта «Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность обучающихся предпрофильной параллели», который разработан педагогами-психологами и группой учителей в рамках ФГОС: разработаны критерии оценки, рефлексивные анкеты, экспертные* листы. По результатам деятельности обобщен опыт работы на Всероссийском интернет-педсовете (реестр свидетельства №47101 выпущен авторский сборник «Методические разработки 1001 идея интересного занятия с детьми» М., Образ-Центр 2014. Продолжается деятельность по сопровождению локальной инновации «Творческие проектные мастерские», в работе которых участвуют учащиеся 5-х, 7-х классов и осуществляется дальнейшая работа по составлению методических материалов. Опережающее введение ФГОС ООО позволило педагогам гимназии быть информированными в вопросах введения ФГОС ООО, что значительно снизило тревожность педагогического коллектива: - повысить свою квалификацию в вопросах введения ФГОС ООО; - стимулировать педагогическое творчество, искать новые методы решения поставленных проблем; - сформировать коллектив единомышленников, принимающих идеологию ФГОС и реализующих ее на практике; - оказать методическую помощь педагогам других образовательных учреждений; - повысить свой педагогический статус среди коллег города. Количественный и качественный анализ результатов анкетирования определяет положительное отношение учащихся 5-го, 7-го класса к введению основных требований стандарта в урочной деятельности и в целом положительную учебную мотивацию, направленность младших подростков на сотрудничество в учебной деятельности. В условиях реализации ФГОС совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной траектории развития ребенка, его творческой активности и движения к саморазвитию и самореализации в социально значимой деятельности. Этому способствует продуктивное учебное взаимодействие, поэтому в образовательной среде гимназии приоритетной становится решение задачи: совершенствование системы развития субъект-субъектных отношений учитель-ученик через организацию продуктивного учебного взаимодействия. Продуктивное учебное взаимодействие - это система целенаправленного, согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся (ученика), основанная на взаимопонимании и взаимной поддержке и ведущая к достижению значимых личностно-деятельностных индивидуальных и групповых преобразований. Продуктивное учебное взаимодействие это: - обучение через деятельность; - это обеспечение успешности каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений - каждый должен реализовать себя как субъект деятельности, общения и познания, готовый к самообразованию в течение всей жизни; - создание условий для самоопределения личности в условиях проектирования индивидуальной образовательной траектории и ценностно-смысловых стратегий развития личности; - это специально организованные образовательные ситуации, где ученик не только воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир. но и обретает смысл, строит жизненную перспективу, проектирует способы ее достижения; - включенность всех субъектов образовательного процесса в среду; - проектирование образовательных ситуаций, направленных на развитие УУД; - это взаимоуважение, взаимодоверие, и взаимообогащение, сотворчество и сотрудничество. Одна из приоритетных задач создания психолого-педагогических условий реализации основной Образовательной программы - это создание психологической безопасности в образовательной среде. Количественный анализ результатов мониторинга психологической безопасности показывает стабильность положительно-высокого уровня отношения учащихся, родителей, учителей к образовательной среде гимназии. Кроме того, 95% учащихся 5-10 классов отмечают, что обучение в гимназий помогает развитию интеллектуальных и творческих способностей. В результате исследования психологической безопасности определяется недостаточный уровень компетентности учащихся в понятиях безопасность и ответственность в интернет- пространстве. В связи с выявленной проблемой необходимо продумать систему работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности учащихся в интернет- пространстве в целях предупреждения влияния онлайн-рисков на психологическое здоровье детей. Анализ результатов мониторинга эффективности работы в сфере формирования культуры здоровья учащихся показал, что большинство гимназистов, 81-85%, имеет адекватные представления о характере влияния на здоровье таких важных факторов образа жизни, как регулярность питания, уровень двигательной активности, продолжительность ночного сна и вредных привычек. Между тем, анализ данных, характеризующих поведенческий уровень в сфере обеспечения здоровья, свидетельствует о существенном расхождении между правильными, разумными, «здоровыми» когнитивными установками учащихся и их реальным воплощением. До трети учащихся имеют нарушения в режиме питания, продолжительности ночного сна и объеме двигательной активности, косвенные признаки компьютерной зависимости. Полученные данные указывают на необходимость продолжения работы по формированию культуры здоровья с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо также более последовательное вовлечение родителей в решение вопросов сохранения здоровья детей и формирования навыков здорового образа жизни. Работа по созданию здоровьесберегающего пространства находит у родителей понимание и одобрение: 92% родителей считают, что в гимназии созданы комфортные условия для учащихся; 87,6% удовлетворены тем, как гимназия заботится о психическом развитии детей; 86,3% высоко оценивают работу по формированию культуры здоровья. Как результат следует отметить положительную динамику распространенности миопии (21,1% до 18,2%) и функциональных расстройств нервной системы (с 7% до 1,7%) в течение последних 3-х лет. Этому способствовала работа по обеспечению нормальных условий освещенности во всех учебных кабинетах, использование элементов системы Базарнова, разъяснительная работа среди учащихся и родителей по правилам пользования компьютерами и другими современными техническими средствами. В 2015-2016 учебном году было продолжено сотрудничество с Восточно-Сибирским институтом медико-экологических исследований. На примере гимназии специалистами разработан и опробован методический подход к гигиенической оценке напряженности учебного труда обучающихся. Оценка факторов напряженности учебного труда проведена по учебным дисциплинам: русский язык, литература, математика, история, география, иностранный язык 5-10 классах. В результате специалистами были предложны меры для оптимизации организационных компонентов учебного процесса. Воспитательное пространство гимназии обеспечивает условия для нравственного развития и социально - активной деятельности. Гимназисты могут реализовывать свои лидерские качества через участие: - в ученическом самоуправлении; - в социальном проектировании; - в волонтерской деятельности. Самоуправление учащихся представлено Ученическим Парламентом гимназии. В парламент на выборной основе входят учащиеся 8-11 классов. Актив Ученического парламента успешно включен в воспитательный процесс гимназии, успешно представляет себя на муниципальном уровне. В 2016г. команда ученического Парламента гимназии была лучшей на слете муниципального самоуправления. Молодежный отряд волонтеров «SMILE» успешно занимается по общественно-активной деятельностью и реализует проекты социальной направленности. Программа развития (на 2012- 20176г.г.) «Открытая гимназия» обеспечивает инновационный вариант развития образовательного учреждения как общественно - активной школы, направлена на создание условий включения гимназистов в социально - значимую деятельность, на расширение возможностей выбора стратегии собственного развития. Модель включает в себя три базовых компонента: - демократизация управления; - партнерство гимназии и сообщества; - добровольчество. Мы давно идем этим путем. Именно к этому готовят ФГОСы. Подпрограммы: «ОГУ», «Дети детям», «Содружество и партнерство», «Качественное образование», «Служба мониторинга образовательной политики» - все это хорошо вписывается в программно - целевое управление при переходе на ФГОС. В 2015-2016 учебном году одним из направлений воспитательной работы было повышение имиджа гимназии и формирование позитивного мнения о деятельности гимназии среди родительской общественности через: - участие родителей в организации внеурочной деятельности учащихся; - повышение воспитательного потенциала семьи; - сотрудничество с классными руководителями. Координатором взаимодействия с родителями является гимназическая программа «Вместе», в которой выделены разделы: «Родительская академия», «Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка». Сложилась система психолого-педагогического просвещения родителей. Например, в дошкольном отделении просвещение родителей проходит в рамках «Семейной академии». В начальной школе традицией стала проведение тренинга для родителей «Эффективный родитель», который проводится в рамках «Недели психологии». Формированию семейных ценностей способствует создание условий партнерства; это совместные экскурсии, конкурсы, проведение праздника «День матери», классные часы «Наши семейный ценности, традиции» и др.. Родители старшеклассников оказывают помощь в организации социальных практик и профориентационной работе. Кроме этого, в гимназии осуществляется подготовка старшеклассников к семейной жизни на занятиях факультатива «Основы психологии семейной жизни», целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Направления программы взаимодействия с родителями «Вместе» достаточно эффективны. В классном самоуправлении в 2015-2016 учебном году было занято 208 родителей. Основные формы работы с родителями, использованные классными руководителями для обучения родительского актива самоуправлению и организации работы классных родительских комитетов:диалог, сотрудничество, беседы, тренинги, круглые столы, совместное планирование мероприятий, консультации, собрания, самоотчет о проделанной работе, помощь в работе классного руководителя и др. В 2015 – 2016 учебном году следует отметить активное участие родителей в мероприятиях: - заседания дискуссионного клуба: «Я - гражданин России»-патриотической направленности; «Все мы родом из детства» о повышении роли отца в семье, обществе; - для родителей и детей 5-х классов, праздник «Мама, папа, я - спортивная семья!»; - по традиции родители стали участниками Новогоднего КВНа (6 человек); В гимназии систематически проводится изучение социального заказа на образовательные услуги. Количественный анализ исследования социального заказа родителей на образование детей позволил определить ранг основных задач гимназии. На первом ранговом месте главная задача - обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями (85%), на втором - нравственное воспитание (60%). На третьем ранговом месте определяется задача социализации - воспитание активной личности с четкой жизненной позицией. В результате изучения социального заказа на образовательные услуги определилось мнение родителей о достижении наилучших результатов гимназии по следующим направлениям: Развитие мотивации ребенка к учебе, понимание ее смысла -71%; Воспитание ответственности за свои поступки -62%; Развитие готовности к самообразованию и дальнейшему самоопределению -61 %; Формирование навыков адаптации в окружающем мире -53%; Воспитание установки на здоровый образ жизни -50%; Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости -45%; Развитие навыков сотрудничества -41 %; Развитие эстетических потребностей -32%; Воспитание патриотизма -23%; Воспитание уважительного отношения к истории и культуре народов -18%. Результаты анкетирования родителей показывают, что достижения гимназии в определенной степени соотносятся с основными задачами гимназии, которые определили родители: обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями; нравственное воспитание; воспитание активной личности с четкой жизненной позицией; сохранение и укрепление здоровья. На вопрос о роли сотрудничества с гимназией 73% родителей отметили, что являются равноправными партнерами. И все-таки, в работе с родителями еще есть проблемы, особенно в 5-11 классах такие, как низкая явка родителей на собрания в 7-8 классах, немногие участвуют в организации общегимназических мероприятий, не распространяется положительный опыт семейного воспитания на уровне класса и гимназии. Отсутствие контроля в семьях учащихся 6-8 классов привели к росту поведенческого неблагополучия среди учащихся. Обсуждению данных проблем было уделено особое внимание на итоговом педсовете 30 мая 2016г. Принято решение: - провести для родителей 6-8 классов собрания по соблюдению норм, правил, Законов РФ несовершеннолетними подростками; - разработать для родителей памятку; с учащимися провести ряд бесед по поведению в Интернете; - провести для классных руководителей обучающий семинар по организации работы с родителями в классе; - включить в оргкомитет по подготовке юбилейных мероприятий родителей 5-11 классов; - провести конференцию родителей по обобщению опыта семейного воспитания; - разработать план мероприятий, направленный на повышение правовой грамотности родителей учащихся 6 – 9 классов по формированию толерантного отношения друг к другу, формированию навыков ЗОЖ, повышение осведомленности об ответственности несовершеннолетних. В 2016 -2017 учебном году работа с родителями остается одной из первостепенных задач для родителей и педагогического коллектива. Решение гимназических проблем возможно только при полном взаимодействии: взаимопонимании и поддержке. Девиз в гимназии, «Когда мы вместе, мы многое можем». |
||||||||
Обновлено 02.09.2016 07:48 |