Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Публичный доклад директора МБОУ «Гимназия №1» Раевской Л.В., 2015-2016 учебный год PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
02.09.2016 06:45

 

«Укрепление общественного статуса гимназии как образовательного учреждения образцовой педагогической культуры, высокого уровня обучения и воспитания учащихся»

(организация деятельности

педагогического коллектива

по выполнению задач,

поставленных на

2015 – 2016 учебный год.)

 

«Образование – величайшее  из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Кипплинг

 

В 2015-2016 учебном году перед коллективом педагогов, учащихся и их родителей была поставлена цель:

Укрепление общественного статуса гимназии как гимназии образцовой педагогической культуры, высокого уровня обучения и воспитания учащихся. Дальнейшее следование принципам педагогики успеха. Сохранение и преумножение традиций гимназии, одной из лучших школ Российской Федерации.

Решались задачи, вытекающие из решений педсоветов (май, август 2015г.):

  1. Повышение качества обучения, улучшение системы обратной связи, учета достижений учащихся, общей оценки качества образования.
  2. Совершенствование сложившейся системы эффективной воспитательной работы. Качественное улучшение работы классных руководителей.
  3. Создание условий для развития дополнительного образования как одного из средств становления творческой личности.
  4. Совершенствование системы работы гимназии, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.
  5. Формирование позитивного отношения родителей гимназистов к происходящим в гимназии событиям, привлечение их к управлению - в соответствии с программой развития гимназии «Открытая гимназия».

Задачи объемные, долговременные, и каждый учебный год совершенствуются подходы к их  решению, а, значит, улучшаются результаты деятельности коллектива гимназии. Доказательством является успешно пройденная аккредитационная экспертиза в этом учебном году.

Экспертная группа по итогам аккредитационной экспертизы пришла к следующим выводам:

- содержание образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1» по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов);

- качество подготовки учащихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1» по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Подтверждением тому являются результаты итоговой аттестации. Все выпускники 9-х, 11-х классов получили аттестаты, высокие результаты по русскому языку, английскому языку, обществознанию. Русский язык в гимназии – лучший результат в городе Ангарске.

В целом, по гимназии успеваемость по итогам года 100%, качество по гуманитарным предметам от 75% и выше.

Сегодня можно сказать, что Первая гимназия - один из самых ярких образовательных брендов современного Ангарска. Гимназия три года подряд входит в ТОП-100 лучших школ России, трижды получала титул «Образцовое образовательное учреждение Приангарья», а в 2015 году признана лучшей среди инновационных образовательных учреждений. Она же первой в Ангарске освоила работу по Федеральным Государственным Образовательным Стандартам и стала для Ангарска флагманской площадкой этого процесса.

Учиться в гимназии нелегко, но преподаватели считают, что учеба должна быть радостной, а гимназические годы - самым светлым воспоминанием детства. Именно эта идея стала ключевой для ангарской гимназии № 1, празднующей в 2016-м свое 25-летие.

Пожалуй, одна из главных особенностей учреждения - это уникальная атмосфера товарищества, неказенного уюта и творческого вдохновения. В гимназии создан и отточен высококлассный архетип гуманитарного образования - образования многогранного, функционального, уважительного к индивидуальности ученика.

«Школа - пространство позитивного жизнестроения» - такова сквозная идея всей учебной концепции. Все девять лет до десятого, профильного класса - это осмысление своего жизненного выбора. И к 10-му классу учащиеся уже приходят с продуманными, детально проработанными планами. Приходят, точно зная, на какой специализации сконцентрироваться. Неудивительно, что 97% выпускников поступают в вузы по тому профилю, который выбрали здесь, в гимназические годы. Гимназистов детально знакомят со всеми функциональными перспективами гуманитарного образования. Это не только экскурсии, но и самые настоящие пробы профессии - стажировки на предприятиях и в учреждениях различных направлений. Например, в телекомпании «Актис», в Сбербанке, в управлении Следственного комитета РФ, в городской администрации, в суде и прокуратуре.

В 2015 – 2016 учебном году прошли пробы 92% учащихся 10-х классов (41 из 45 человек), 94% из них заинтересованы в повторении профпроб.

52% учащихся утвердились в выборе профессии,

22% поняли, что предварительный выбор был ошибочным,

Для 26% пробы повлияли на уровень готовности к профессиональному выбору.

Удовлетворенность пробами составляет 100%.

В гимназии «академизм» имеет свой исконный смысловой оттенок - уже со второго класса начальной школы дети ведут научно-исследовательскую работу, представляют свои разработки и исследования на научных конференциях. А учитель в этой связке выступает научным руководителем. В гимназии есть собственное научное общество «Эйдос».  С олимпиад и конференций всех уровней гимназисты исправно привозят обильный урожай медалей и дипломов. В 2015 – 2016 учебном году 38 победителей и призеров Всероссийских олимпиад различного уровня. В региональном этапе 6 призеров, 2 победителя, Левченко Илья – призер Всероссийской олимпиады по МХК. По результатам НПК «Ломоносовские чтения «Юниор» 11 победителей

Разнообразна среда художественного и социального творчества. В гимназии действует целый букет кружков, студий и клубов. У художественно-эстетического отделения 14 направлений работы, в них заняты 97,3% обучающихся.

За последние три года заметен рост занятости учащихся художественным творчеством 11,4%, что обусловлено нормами ФГОС РФ, поставленными воспитательными задачами, высоким профессиональным уровнем педагогов дополнительного образования, заинтересованностью родителей в разностороннем развитии детей и подростков, обучающихся в гимназии.

В том числе  учащихся, имеющих проблемы в успеваемости или в поведении:

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

23/100%

21/100%

22/100%

27/100%

 

Обстановка дружбы, увлеченной учебы и душевного тепла – коллективное творение всех учителей. Все – профессионалы, влюбленные в свою работу, искренне любящие и уважающие детей. 86 обладатели отраслевых наград РФ.

В 2015 – 2016 учебном году аттестованы на высшую категорию 10 педагогов, на первую 4, подтвердили свою квалификационную категорию 9 педагогов, повысили 4, 8 – аттестованы на соответствие должности. Не проходили аттестацию 8 молодых специалистов  – стаж работы менее 2-х лет. Все перспективные талантливые педагоги, психологи. Высшую категорию имеют 38%, первую 38%.

В результате инновационной деятельности педагогов в учебном году зарегистрировано 5 авторских программ на уровне МЭС. Всего в практической деятельности используются 44 авторских программ педагогов в гимназии и в других образовательных учреждениях. Повысили квалификацию 36 педагогов на курсах предметных по ФГОС. Тиражировали педагогический опыт 7 педагогов. 52 представили педагогический опыт на конференциях муниципального и регионального уровней, мастер – классах. В профессиональных конкурсах приняли участие 36 педагогов,  33 победители.

Таков педагогический потенциал гимназии – а это главное условие для повышения качества образования – не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

В центр гимназического образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

С 2014 года для изучения эффективности воспитательной работы разработан  комплексный мониторинг эффективности реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Данный мониторинг позволяет классным руководителям выбирать формы и методы воспитательной работы в соответствии с результатами диагностики. Основные показатели по формированию семейных, патриотических, нравственно-этических, духовных ценностей соответствуют возрастным показателям.

Мониторинг воспитанности гимназистов проводится во 2, 4, 6, 9, 10- классах и  показывает оценку развития нравственно-этических чувств.

Таковы личностные результаты:

Воспитанность:

2-е классы: 57 % -высокий уровень и выше среднего; 41 %  средний уровень; 2 % низкий уровень.

4-е классы: 81% выше среднего; 19% средний уровень (положительная динамика на 7%)

6-е классы: 54% высокий уровень  и выше среднего уровень воспитанности, 36% - средний. 10% ниже среднего.

9-е классы: 17% высокий уровень,  24%выше среднего, 43% среднего, 16% низкий.

10-е классы: выявлен средний и выше среднего уровень воспитанности.

Необходимо отметить, что в течение  трех учебных лет определяется на высоком уровне готовность к  продолжению самообразования, саморазвития, обучению в ВУЗе, трудовой деятельности, деловому сотрудничеству и др. Вместе с тем, определяется недостаточный уровень подготовки выпускников  к выбору профессии.

Все классы показывают высокий уровень сформированности семейных ценностей, подтверждающий авторитет родителей, наличие семейных традиций;

В 9-х классах отмечается высокий уровень социальных ценностей. Это объясняется тем, что дети понимают проблемы общества, умеют сочувствовать и принимать участие в решении проблем других людей.

В 11 классах  ровные показатели по всем параметрам, что говорит о том, что ребята мотивированы на вхождение во взрослую жизнь, имеют сформированную гражданскую позицию, что соответствует модели выпускника гимназиста: «Выпускник гимназии это, прежде всего, конкуретноспособный человек, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества, способен интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умеет устанавливать контакты с другими людьми, готов к объединению для решения лично и общественно – значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятию агрессии, жестокости, насилия над личностью. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие, как доброта, гуманизм, сострадание по отношению к ближним. Присущая выпускнику гуманитарная культура базируется на ценностях гуманистической этики и универсальной гимназической подготовке, хорошо развитых коммуникативных качеств и стремлении к саморазвитию и самореализации.

Выпускник гимназии для того, чтобы чувствовать себя уверенно в постоянно меняющихся условиях современного общества, должен обладать универсальной гимназической подготовкой. Это предполагает, что выпускник обладает высокой гуманитарной правовой культурой, способен использовать достижения культуры для решения важных гражданских, социальных и личных проблем, осваивать новые культурные ценности».

Повышение качества обучения, развитие инновационных процессов в образовательном процессе - главная задача педагогического коллектива гимназии.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным Государственным Образовательным Стандартам.

Изучение качества образования и прогнозирование возможных направлений его дальнейшего развития не могут быть осуществлены без учета интересов и потребностей субъектов в сфере образования. Количественный анализ исследования социального заказа родителей на образование детей показал, что ожидания и запросы родителей соотносятся с внутренними устремлениями и ценностными ориентирами учебно-воспитательного процесса, моделью выпускника гимназии, а также с реальными материально-техническими возможностями и социальными условиями.

На первом ранговом месте сохраняется главная задача - обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями, на втором – обеспечение всестороннего развития учеников: интеллектуального, физического, нравственного. На третьем  месте определяется задача сохранения и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, на четвертом – воспитание активной личности.

Мониторинг эффективности создания условий для реализации основных образовательных программ и выполнения социального заказа представляет собой систему анализа ресурсов: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методических и информационных.

В основной образовательной программе основного общего образования обобщен уже наработанный опыт. Образовательная программа в гимназии является нормативно - управленческим документом и характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно - воспитательного процесса.

К основной образовательной программе дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования разработана комплексная программа психолого - педагогического сопровождения  (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

Программа была представлена на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Профи» (г.Санкт-Петербург образовательный проект RAZV1TUMY и отмечена Дипломом III степени.

Так же в гимназии разработан и внедряется мониторинг формирования универсальных учебных действий учащихся, обучающихся в начальных классах и среднем звене.

Приведена в систему оценка личностных достижений учащихся с 5-го по 9-й класс. В 5-6-х классах учащиеся в рамках классного часа работают с дневниками личностных достижений. Приведено в систему психолого - педагогическое сопровождение проекта «Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность обучающихся предпрофильной параллели», который разработан педагогами-психологами и группой учителей в рамках ФГОС: разработаны критерии оценки, рефлексивные анкеты, экспертные* листы. По результатам деятельности обобщен опыт работы на Всероссийском интернет-педсовете (реестр свидетельства №47101 выпущен авторский сборник «Методические разработки 1001 идея интересного занятия с детьми» М., Образ-Центр 2014.

Продолжается деятельность по сопровождению локальной инновации «Творческие проектные мастерские», в работе которых участвуют учащиеся 5-х, 7-х классов и осуществляется дальнейшая работа по составлению методических материалов.

Опережающее введение ФГОС ООО позволило педагогам гимназии быть информированными в вопросах введения ФГОС ООО, что значительно снизило тревожность педагогического коллектива:

- повысить свою квалификацию в вопросах введения ФГОС ООО;

- стимулировать педагогическое творчество, искать новые методы решения поставленных проблем;

- сформировать коллектив единомышленников, принимающих идеологию ФГОС и реализующих ее на практике;

- оказать методическую помощь педагогам других образовательных учреждений;

- повысить свой педагогический статус среди коллег города.

Количественный и качественный анализ результатов анкетирования определяет положительное отношение учащихся 5-го, 7-го класса к введению основных требований стандарта в урочной деятельности и в целом положительную учебную мотивацию, направленность младших подростков на сотрудничество в учебной деятельности.

В условиях реализации ФГОС совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной траектории развития ребенка, его творческой активности и движения к саморазвитию и самореализации в социально значимой деятельности. Этому способствует продуктивное учебное взаимодействие, поэтому в образовательной среде гимназии приоритетной становится решение задачи: совершенствование системы развития субъект-субъектных отношений учитель-ученик  через организацию продуктивного учебного взаимодействия.

Продуктивное учебное взаимодействие - это система целенаправленного, согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся (ученика), основанная на взаимопонимании и взаимной поддержке и ведущая к достижению значимых личностно-деятельностных индивидуальных и групповых преобразований.

Продуктивное учебное взаимодействие это:

- обучение через деятельность;

- это обеспечение успешности каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений - каждый должен реализовать себя как субъект деятельности, общения и познания, готовый к самообразованию в течение всей жизни;

- создание условий для самоопределения личности в условиях проектирования индивидуальной образовательной траектории и ценностно-смысловых стратегий развития личности;

- это специально организованные образовательные ситуации, где ученик не только воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир. но и обретает смысл, строит жизненную перспективу, проектирует способы ее достижения;

- включенность всех субъектов образовательного процесса в среду;

- проектирование образовательных ситуаций, направленных на развитие УУД;

- это  взаимоуважение, взаимодоверие, и взаимообогащение, сотворчество и сотрудничество.

Одна из приоритетных задач создания психолого-педагогических условий реализации  основной Образовательной программы - это создание психологической безопасности в образовательной среде. Количественный анализ результатов мониторинга психологической безопасности показывает стабильность положительно-высокого уровня отношения учащихся, родителей, учителей к образовательной среде гимназии. Кроме того, 95% учащихся 5-10 классов отмечают, что обучение в гимназий помогает развитию интеллектуальных и творческих способностей.

В результате исследования психологической безопасности определяется  недостаточный уровень компетентности учащихся в понятиях безопасность и ответственность в интернет- пространстве. В связи с выявленной проблемой необходимо продумать систему работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности учащихся в интернет- пространстве в целях предупреждения влияния онлайн-рисков на психологическое здоровье детей.

Анализ результатов мониторинга эффективности работы в сфере формирования культуры здоровья учащихся показал, что большинство гимназистов, 81-85%, имеет адекватные представления о характере влияния на здоровье таких важных факторов образа жизни, как регулярность питания, уровень двигательной активности, продолжительность ночного сна и вредных привычек. Между тем, анализ данных, характеризующих поведенческий уровень в сфере обеспечения здоровья, свидетельствует о существенном расхождении между правильными, разумными, «здоровыми» когнитивными установками учащихся и их реальным воплощением. До трети учащихся имеют нарушения в режиме питания, продолжительности ночного сна и объеме двигательной активности, косвенные признаки компьютерной зависимости. Полученные данные указывают на необходимость продолжения работы по формированию культуры здоровья с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо также более последовательное вовлечение родителей в решение вопросов сохранения здоровья детей и формирования навыков здорового образа жизни.

Работа по созданию здоровьесберегающего пространства находит у родителей понимание и одобрение: 92% родителей считают, что в гимназии созданы комфортные условия для учащихся;

87,6% удовлетворены тем, как гимназия заботится о психическом развитии детей; 86,3% высоко оценивают работу по формированию культуры здоровья. Как результат следует отметить положительную динамику распространенности миопии (21,1% до 18,2%) и функциональных расстройств нервной системы (с 7% до 1,7%) в течение последних 3-х лет. Этому способствовала работа по обеспечению нормальных условий освещенности во всех учебных кабинетах, использование элементов системы Базарнова, разъяснительная работа среди учащихся и родителей по правилам пользования компьютерами и другими современными   техническими средствами.

В 2015-2016 учебном году было продолжено сотрудничество с Восточно-Сибирским институтом медико-экологических исследований. На примере гимназии специалистами разработан и опробован методический подход к гигиенической оценке напряженности учебного труда обучающихся. Оценка факторов напряженности учебного труда проведена по учебным дисциплинам: русский язык, литература, математика, история, география, иностранный язык 5-10 классах.

В результате специалистами были предложны меры для оптимизации организационных компонентов учебного процесса.

Воспитательное пространство гимназии обеспечивает условия для нравственного развития и социально - активной деятельности. Гимназисты могут реализовывать свои лидерские качества через участие:

- в ученическом самоуправлении;

- в социальном проектировании;

- в волонтерской деятельности.

Самоуправление учащихся представлено Ученическим Парламентом гимназии. В парламент на выборной основе входят учащиеся 8-11 классов.

Актив Ученического парламента успешно включен в воспитательный процесс гимназии, успешно представляет себя на муниципальном уровне. В 2016г. команда ученического Парламента гимназии была лучшей на слете муниципального самоуправления.

Молодежный отряд волонтеров «SMILE» успешно занимается по общественно-активной деятельностью и реализует проекты социальной направленности.

Программа развития (на 2012- 20176г.г.)  «Открытая гимназия» обеспечивает инновационный вариант развития образовательного учреждения как общественно - активной школы, направлена на создание условий включения гимназистов в социально - значимую деятельность, на расширение возможностей выбора стратегии собственного развития. Модель включает в себя три базовых компонента:

- демократизация управления;

- партнерство гимназии и сообщества;

- добровольчество.

Мы давно идем этим путем. Именно к этому готовят ФГОСы.

Подпрограммы:        «ОГУ», «Дети детям», «Содружество и партнерство», «Качественное образование», «Служба мониторинга образовательной политики» - все это хорошо вписывается в программно - целевое управление при переходе на ФГОС.

В 2015-2016 учебном году одним из направлений воспитательной работы было повышение имиджа гимназии и формирование позитивного мнения о деятельности гимназии среди родительской общественности через:

- участие родителей в организации внеурочной деятельности учащихся;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- сотрудничество с классными руководителями.

Координатором взаимодействия с родителями является гимназическая программа «Вместе», в которой выделены разделы: «Родительская академия», «Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка».

Сложилась система психолого-педагогического просвещения родителей. Например, в дошкольном отделении просвещение  родителей проходит в рамках «Семейной академии». В начальной школе традицией стала проведение тренинга  для  родителей «Эффективный родитель», который проводится в рамках «Недели психологии».

Формированию семейных  ценностей способствует создание условий партнерства; это совместные экскурсии, конкурсы, проведение праздника  «День матери», классные часы «Наши семейный ценности, традиции» и др.. Родители старшеклассников оказывают помощь в  организации социальных практик и профориентационной работе.

Кроме этого, в гимназии осуществляется подготовка старшеклассников к семейной жизни на занятиях факультатива «Основы психологии семейной жизни», целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи.

Направления программы взаимодействия с родителями «Вместе» достаточно эффективны.

В классном самоуправлении в 2015-2016 учебном году было занято 208 родителей.

Основные формы работы с родителями, использованные классными руководителями для обучения родительского актива самоуправлению и организации работы классных родительских комитетов:диалог, сотрудничество, беседы, тренинги, круглые столы, совместное планирование мероприятий, консультации, собрания, самоотчет о проделанной работе, помощь в работе классного руководителя  и др.

В 2015 – 2016 учебном году следует отметить активное участие родителей в мероприятиях:

- заседания дискуссионного клуба: «Я - гражданин России»-патриотической направленности; «Все мы родом  из детства» о  повышении роли отца в семье, обществе;

- для  родителей  и детей 5-х классов, праздник «Мама, папа, я - спортивная семья!»;

- по традиции родители стали участниками Новогоднего КВНа (6 человек);

В гимназии систематически проводится изучение социального заказа на образовательные услуги. Количественный анализ исследования социального заказа родителей на образование детей позволил определить ранг основных задач гимназии. На первом ранговом месте главная задача - обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями (85%), на втором - нравственное воспитание (60%). На третьем ранговом месте определяется задача социализации - воспитание активной личности с четкой жизненной позицией.

В результате изучения социального заказа на образовательные услуги определилось мнение родителей о достижении наилучших результатов гимназии по следующим направлениям:

Развитие мотивации ребенка к учебе, понимание ее смысла -71%;

Воспитание ответственности за свои поступки -62%;

Развитие готовности к самообразованию и дальнейшему самоопределению -61 %;

Формирование навыков адаптации в окружающем мире -53%;

Воспитание установки на здоровый образ жизни -50%;

Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости -45%;

Развитие навыков сотрудничества -41 %;

Развитие эстетических потребностей -32%;

Воспитание патриотизма -23%;

Воспитание уважительного отношения к истории и культуре народов -18%.

Результаты анкетирования родителей показывают, что достижения гимназии в определенной степени соотносятся с основными задачами гимназии, которые определили родители: обеспечение обучающихся глубокими прочными знаниями; нравственное воспитание; воспитание активной личности с четкой жизненной позицией; сохранение и укрепление здоровья. На вопрос о роли сотрудничества с гимназией 73% родителей отметили, что являются равноправными партнерами.

И все-таки, в работе с родителями еще есть проблемы, особенно в 5-11 классах такие, как низкая явка родителей на собрания в 7-8 классах, немногие участвуют в организации общегимназических мероприятий, не распространяется положительный опыт семейного воспитания на уровне класса и гимназии.

Отсутствие контроля в семьях учащихся 6-8 классов привели к росту  поведенческого неблагополучия среди учащихся.

Обсуждению данных проблем было уделено особое внимание на итоговом педсовете 30 мая 2016г.

Принято решение:

- провести для родителей 6-8 классов собрания по соблюдению норм, правил, Законов РФ несовершеннолетними подростками;

- разработать для родителей памятку; с учащимися провести ряд бесед по поведению в Интернете;

- провести для классных руководителей обучающий семинар по организации работы с родителями в классе;

- включить в оргкомитет по подготовке юбилейных мероприятий родителей 5-11 классов;

- провести конференцию родителей по обобщению опыта семейного воспитания;

- разработать план мероприятий, направленный на повышение правовой грамотности родителей учащихся 6 – 9 классов по формированию  толерантного отношения друг к другу, формированию навыков ЗОЖ, повышение осведомленности об ответственности несовершеннолетних.

В 2016 -2017 учебном году работа с родителями остается одной из первостепенных задач для родителей и педагогического коллектива.

Решение гимназических проблем возможно только  при полном взаимодействии: взаимопонимании и поддержке.

Девиз в гимназии, «Когда мы вместе, мы многое можем».

Обновлено 02.09.2016 07:48