Безопасное общение
Социально - психологическая служба МБОУ «Гимназия №1»
Безопасное общение необходимое условие развития
психологического здоровья подростка
Самая главная функции семьи - создание психологически безопасного пространства, в котором каждый член семьи чувствует свою важность, ценность, где нет сомнений, что его любят и принимают.
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.
Уверенность и сознание, что их любят – это основание для установления здоровых взаимоотношений за пределами семьи.
Чтобы наши отношения с ребенком были нормальными, чтобы он не ушел на улицу, чтобы он не стал искать суррогатных способов удовлетворения своих естественных возрастных потребностей - Важно помнить что эффективное общение с подростком следует строить на основе принципов: Принятие. Признание. Любовь. Доступность. Ответственность. Авторитет.
Принятие – это абсолютная основа хороших взаимоотношений с детьми. Принятие – это когда дети знают: что бы они ни делали и ни говорили, как бы плохо у них что-нибудь ни получалось, папа и мама их все равно любят. Благодаря этому они чувствуют себя в безопасности. Большинство родителей, на словах соглашаясь с таким отношением, на деле мы зачастую реализуем с детьми принятие, зависящее от их поступков. Принятие дает ребенку чувство собственного достоинства и уверенности.
Любовь. Часто юноши и девушки, вступая в добрачные связи, - это недолюбленные в детстве люди, ищущие любви, которой они были лишены в семье. Детям никогда не надоедает слышать от родителей то, что их любят. И никогда не может быть избыток любви. Становясь старше, переходя в подростковый возраст, дети могут начать вести себя так, будто не нуждаются больше в любви, не хотят ее. Но на самом деле это не так. Уверенность и сознание, что их любят – это основание для установления здоровых взаимоотношений за пределами семьи.
Признание добавляет к этому ощущение собственной значимости. Чтобы показать ребенку признание, нужно стать «трудолюбивым искателем», направив свои усилия не на поиск ошибок, и, соответственно, дисциплинарных взысканий, наказаний и наставлений, а на поиск того, за что можно искренне похвалить ребенка, с чем поздравить, в чем ободрить.
Доступность. Дети должны понимать, что как бы я ни был занят, у меня всегда есть на них время.
Принятие. Признание. Любовь. Доступность - это первая часть уравнения детско-родительских отношений. Вторая часть связана с ограничениями и правилами, по которым живет семья - Ответственностью и Авторитетом.
Ответственность. Требуя от детей ответственности, мы сами должны быть примерами ответственности для своих детей.
Авторитет. Он может быть властным (авторитарным) или демократическим (контактным, сотрудничающим, диалогичным). Властный родитель говорит: «Я – глава. Ты будешь делать так, как я сказал». Он живет буквой закона, контролирует, подавляет, манипулирует. Их дети – куклы, реагирующие на подергивания веревочкой. Демократический говорит: «Хочу, как лучше нам обоим. Давай посмотрим варианты... Это самый лучший выбор, самый ответственный подход к жизни». Их дети знают, что есть ограничения, но они также знают, что в рамках этих ограничений у них есть свобода выбора.
Любящий авторитет дает возможность делать свободный выбор, как себя вести, что говорить, что делать.
№ |
Если вы слышите... |
Не говорите |
Обязательно скажите... |
1 |
"Ненавижу -школу". |
-Когда я был в твоем возрасте... - Да ты просто лентяй… |
-Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать? |
2 |
Все кажется таким безнадежным.... Что толку? |
-Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе |
-Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь. |
3 |
Всем было бы лучше без меня |
-"Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом |
-"Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». |
4 |
Вы не понимаете меня! |
-Кто же может понять подростка в наши дни? |
-"Скажи мне, как ты чувствуешь себя: Я действительно хочу это знать» |
5 |
Мама, я совершил скверный поступок |
-Что посеешь, то и пожнешь |
-Давай сядем и поговорим об этом |
Чтобы максимально снизить риск появления депрессивных настроений, риска негативного поведения подростка:
• установите доверительные взаимоотношения с сыном (дочерью);
• подросток всегда должен знать, что Вы любите и поддерживаете его, что бы ни происходило;
• будьте внимательным слушателем;
• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
• помогите определить источник психического дискомфорта;
• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
• установите фильтры для защиты от негативного содержимого Интернета;
• обучайте безопасному поведению в Сети
Фильтры, обеспечивающие защиту ребенка от негативного содержимого
Интернета
http://www.icensor.ru/ — бесплатный интернет - фильтр для детей «Интернет цензор»;
http://www.netpolice.ru/filters/child/ — NetPolice Child;
http://www.childwebguardian.ru/internet-filtering. html — интернет-фильтр ChildWebGuardian PRO
Литература:
1. Егорычева И. Д., кандидат психологических наук, доцент «Я и мой ребенок: счастье быть вместе. От конфронтации к взаимному уважению, вниманию, любви» Методическое пособие для работы с родителями. М., 2008.
2. Суицид по Интернету — смерть становится статистикой. URL: http://killinternetcom/stati/podrobnee/article/ suicid-po-internetu-smert-stanovitsja-statistikoi.
Статья подготовлена Дьячковой Е.В.