Социально-психологическая служба
Социально-психологическая служба МОУ «Гимназия№1»создана в 1991 году, является структурным подразделением и обозначена в Уставе Гимназии.
Цель деятельности:
Создание условий для сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса; максимального раскрытия индивидуальности каждого воспитанника, ученика и обеспечение преемственности в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по направлениям деятельности социально-психологической службы и в соответствии с программой Развития гимназии.
Приоритетные задачи сопровождения:
- Сохранение психологического здоровья;
- Максимальное раскрытие индивидуальности ;
- Психолого-педагогическое сопровождение в развитии, становлении, проявлении способностей и особенностей учащихся;
- Обеспечение психологической безопасности;
- Психолого-педагогическое обеспечение процесса преемственности.
Cопровождение – это непрерывное поддержание силами всех специалистов равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка (определяемыми особенностями его развития) и характером образовательных воздействий со стороны педагогов, специалистов, родителей. (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2003)
С 2009-2010г. социально-психологическая служба участвует в конкурсе Мегапроектов «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной деятельности как условие достижения нового качества образования». Приказ №743 от 24.12. 2009 Об итогах муниципального этапа областного конкурса проектов Тема проекта «Вариативность организационно-содержательных моделей деятельности школьного психолога в образовательном пространстве». Дошкольное отделение
ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ –создание условий для полноценного психического развития ребенка, укрепления социального и психологического здоровья.
Психопрофилактика | Развивающая работа | Психологическое консультирование и просвещение | Психологическая диагностика Направления: |
-Сопровождение программы «Развитие»; -Адаптационные тренинги; -Развивающие тренинги; -Создание и работа по индивидуальным программам; -Профилактика эмоционального выгорания педагогов. |
Индивидуальные и групповые занятия. | -Практикум-семинар для педагогов; -Консультирование родителей, воспитателей, педагогов. -Педагогический консилиум. |
-Подготовка к школе; -Эмоциональное благополучие; -Умственное развитие -Социометрические исследования; -Развитие психических процессов; -Психофизиологические особенности. |
Эффективность:
- Успешная адаптация детей к дошкольному учреждению;
- Высокий уровень готовности детей к школе;
- Разработана и внедряется авторская методическая разработка программы тренинга для дошкольников «Я учусь общаться» автор Кобец Л.М., МЭС, 2012;
- Педагог-психолог Кобец Л.М. является победителем конкурса на соискание премии Губернатора Иркутской области «Золотое сердце»;
- Разрабатывается проект «В гостях у сказки». Цель проекта: Стимулировать общее психическое развитие и воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. (2014-2015);
- Мастер класс «Подготовка детей к школе в рамках ФГОС ДО. Ранний прогноз школьных трудностей». 2014г.
Начальная школа
ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ –создание оптимальны условий для успешного обучения и индивидуального развития личности ребенка в образовательном пространстве.
Психопрофилактика | Развивающая работа | Психологическое консультирование и просвещение | Психологическая диагностика Направления: |
-Тренинги творческого мышления,общения; -Уроки здоровья; -Неделя психологии; -Сопровождение программы «Здоровье»; -Интегрированные классные часы; -Профилактика эмоционального выгорания педагогов. |
-Занятия по оптимизации познавательной активности ; -Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими нарушения общения и высокой тревожностью |
-Семинары, практикумы для педагогов ; -Баллинтова группа для педагогов; -Тренинги родительской эффективности; -Консультирование по проблемам; -Родительские собрания и практикумы. |
-Определение готовности детей к школе; -Навыки учебной деятельности; -Готовность учащихся к обучению в сред. звене; -Эмоциональное благополучие; -Умственное, личностное коммуникативное развитие. |
Эффективность:
- Успешная подготовка к обучению в среднем звене;
- Эмоционально-комфортный микроклимат в классных коллективах;
-
Разработаны и внедряются авторские педагогические разработки комбинаторного типа:
- Программа развивающих занятий «Психология общения» для учащихся 1-4 классов. Автор: Герасимова Т.В., МЭС, 28.04. 2014 (пролонгация) № 945. Цель: Создать условия для развития у детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития. «Логика».
- Программа развивающих занятий для учащихся 1-4 классов. Автор: Герасимова Т.В., МЭС, от 31.05. 2010 № 467 Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов у младших школьников;
- Осуществляется мониторинг формирования УУД «Методические рекомендации «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе (в рамках ФГОС НОО). Автор составитель Герасимова Т.В. (в соавторстве). МЭС 18.04.2011 № 476;
- Организация и проведение муниципальной олимпиады по психологии для учеников 2-4 классов (с 2011 г. по настоящее время 2014-2015 у.г.);
- Ежегодное участие и победы учеников начальных классов во Всероссийской дистанционной олимпиаде по психологии «Эйдос»;
- С 2009-2010 по настоящее время (2014-2015 учебный год) гимназия является опорным образовательным учреждением по методической работе со школьными педагогами-психологами
- Педагоги-психологи Герасимова Т.В., Кобец Л.М. являются победителями конкурса на соискание премии Губернатора Иркутской области «Золотое сердце»;
- Участие в региональном конкурсе авторских программ и элективных курсов «Одаренные дети». ИИПКРО 2013-2014. Результат: педагог-психолог Герасимова Т.В. призер конкурс.
.
Среднее и старшее звено
ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ –создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного психического, личностного развития и самоопределения гимназистов.
Психопрофилактика | Развивающая работа | Психологическое консультирование и просвещение | Психологическая диагностика Направления: |
-Интегрированные уроки по психологии и ОБЖ, биологии; -Психологические акции; -Сопровождение программы «Здоровье»; -День ЗДОРОВЬЯ педагога; -Уроки здоровья; -Взаимодействие со со специалистами муниципальной программы «Выбор»; -Неделя психологии. |
-Клуб «Психологическое кафе»; -Проектно- исследовательская деятельность; -Занятия по программе Селевко Г.К «Самосовершенство- вание личности»; -Индивидуальная работа; -Участие в НПК олимпиадах, конкурсах по психологии; -Деловые профориентационные игры; -Сопровождение ПП и ПО. |
-Тематические родительские собрания; -Семинары для учителей; -Консультирование подростков, учителей, родителей; -Круглый стол; -Психолого- педагогический Консилиум; -Тематические совместные с учениками родительские собрания. |
Эмоционально- волевая сфера; Мотивационная; Когнитивная; Личностная; Коммуникативная; Психологическая безопасность образовательной среды. |
Эффективность:
- Оптимальный уровень психологической безопасности в образовательной среде;
- Благоприятный психологический климат в классных коллективах;
- Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- Организация профориентационной работы, социальных практик и профессиональных проб
- Организация и проведение гимназической олимпиады по психологии для учеников 5-11 классов «Познай. Сообрази. Исследуй». Девиз «Хочешь быть психологом - будь им!»
- Ежегодное участие и победы в дистанционной Всероссийской олимпиаде по психологии «Эйдос»;
- Участие и победы старшеклассников в муниципальной НПК «Ломоносовские чтения. Юниор»; «Диалог культур»; в муниципальном и областном этапе олимпиады БГУЭП г. Иркутск «Психология и межкультурная компетентность»; в муниципальной олимпиаде по психологии ИГУ (филиал г. Ангарск) ;
- Осуществляется мониторинг развития УУД «Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического мониторинга индивидуального развития универсальных учебных действий (ФГОС ООО), автор-составитель Дьячкова Е.В. (в соавторстве). МЭС от 31.03.2014 № 690;
- Участие в областном конкурсе программ родительского всеобуча по проблемам воспитания ИИПКРО 2013-2014. Результат: педагог-психолог Гусева Л.В. отмечена Дипломом участника;
- Осуществление сотрудничества с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека», Ангарск; ГБОУ «Центр профилактики, коррекции и реабилитации» г. Иркутск, специалистами муниципальной программы «Выбор»;
- Разработана «Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения Основной Образовательной программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования». (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) 2014.
Оп.