Версия для слабовидящих
Новости школы
Полезные ссылки

Воспитательная работа

«Я - АНГАРЧАНИН» ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ

1. Актуальность программы

Вопрос нравственного  воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом. Процесс социализации в общество не может проходить только в положительном ракурсе. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких границ. Потоки информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино оказывают на подростка воспитательное и социализирующее воздействие, не всегда позитивное, подростковая среда, социальные сети: «В контакте», «Одноклассники», «Fasebооk» и другие часто подменяют собой приоритетные человеческие ценности и доминируют в процессе развития и воспитания. В современных условиях осуществления ведущей деятельности подростка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в гимназии (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне ее (хаотичность, смещение культуры в сторону молодежных субкультурных движений таких как  металлисты, рокеры. байкеры, панки, эмо, straight edge, готы, рэпперы, скинхеды, гопники и т.п.), что меняет структуру мышления подростков, влияет на их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного  мировоззрения, потребительского отношения к жизни. Мнимая свобода, изолирование от проблем, которыми живут взрослые, создает иллюзию социализации, нарушает процессы взросления. Подросток становится агрессивным, циничным, грубым, скрывая за этим подчас одиночество, страх, неуверенность в себе и окружающих его людях. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.

Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.

Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа духовно-нравственного воспитания гимназистов «Я-АНГАРЧАНИН» способствует  приобщению обучающихся гимназии к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизации межличностных отношений учителей и учеников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, толерантности, внимания, доброты.

* ЭКЛЕКТИЧНЫЙ — [гр. ekiektikos выбирающий] характеризующийся внутренне несоединимыми частями, элементами или свойствами; основанный на противоречивых принципах, негармонирующих взглядах. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.

В основу Программы  воспитания и социализации гимназистов заложена концепция воспитательной работы гимназии, сквозной курс по преподаванию человековедческого психолого-педагогического курса «Самовоспитание личности» Г.К.Селевко, для учащихся средней школы с 5 по 11 классы, разработана в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы". В основу программы положена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России",  которая  определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, программа развития гимназии «Открытая гимназия». Программа сохраняет непрерывность процесса по формированию гражданско-патриотического сознания учащегося, как одного из факторов духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, подразумевает интеграцию с другими гимназическими комплексно-целевыми подпрограммами.. Программа не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12 г. Продолжительность 5 лет (5-11класс)

Мировоззренческой основой концепции воспитательной работы гимназии является методология гуманизма. Под гуманизмом понимается система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития. В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, обладающая единством сознания, чувства и поведения, воспитанная на национальной гордости за свою страну, принимающая судьбу Отечества как свою личную, признающая приоритетными базовые национальные ценности, личность, которая стремится к максимальной реализации своих творческих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способная на осознанный и нравственно ответственный выбор в многообразии жизненных ситуаций, социализация и интеграция человека в общество, осознающая ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Программа развития личности основывается на творческом использовании всех источников развития - науки, искусства, философии, реальной действительности, призвана способствовать

1. Систематизации положительного опыта в формировании нравственных основ учащихся

2. Созданию условий для духовного роста педагогов и учащихся

3. Формированию единого воспитательного пространства

Достижимые личностные результаты:

· В сфере личностного развития.

· В сфере общественных отношений.

· В сфере государственных отношений.

Главная задача гимназии

Создание педагогических условий для  нравственного воспитания  подростков, формирования ключевых компетентностей, социализации в процессе образовательной деятельности. (Духовность – развитое самосознание личности, способной к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремление к истине, правде, добру, красоте.) через:

· Формирование системообразующей теоретико-практической базы для сознательного управления учащимися своим развитием

· Направление процесса самовоспитания, саморазвития

· Помощь учащимся в осознании и принятии цели и содержания школьного обучения и воспитания в условиях новых государственных стандартов

· Организацию рефлекторной деятельности учащихся, приводящей к появлению микро- и макропрограмм работы над собой

· Ознакомление с практическими методами и приемами своего духовного и физического развития, самосовершенствования

· Формирование нравственно – этических ценностных норм, социальной активности, гражданственности.

· Привитие оптимистического мировосприятия и обретения ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в гимназии и после ее окончания.

При обязательных условиях:

1. Нравственного примера педагога

2. Социальной востребованности воспитания

3. Социально  -педагогического партнерства

4. Индивидуально-личностного развития через введение в образовательный  процесс человековедческого психолого-педагогического курса «Самосовершенствование личности» для учащихся средней школы Г.К.Селевко.

5. Интегративности подпрограмм воспитания

Цель программы   воспитания и социализации гимназистов «Я  - АНГАРЧАНИН»: создание условий для гармоничного духовного развития личности учащегося; формирование принципов нравственности и патриотизма на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.

· Развитие познавательной активности на основе внедрения технологий развивающего    обучения и воспитания, профильного образования  (в 10-11 классах) и интеграцию учебных предметов

· Формирование гуманистического отношения к окружающей среде (миру)

· Формирование патриотических чувств по отношению к своей семье, малой Родине

· Формирование нравственных основ личности в урочно -  и внеурочной деятельности

· Формирование потребности к самосовершенствованию для приобретения необходимого социального опыта

· Формирование социально-активной личности через ученическое самоуправление, сотрудничество с взрослыми, проектную, волонтерскую и социально-значимую деятельность

2. Основные направления и ценностные основы программы воспитания и социализации обучающихся

Направления

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Общее представление о политическом устройстве российского государства, о ключевых ценностях современного общества России; системные представления об институтах гражданского общества и о возможностях участия граждан в общественном управлении; понимание и одобрение правил поведения в обществе;  осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; системные представления о народах России, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Любовь к России, своему краю, своему народу, гражданское сообщество, поликультурный мир, свобода  личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов.

Патриотизм, человечество

Подпрограмма «Гражданин России»

Беседы о правах и обязанностях  граждан РФ, участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам, участие в спортивных мероприятиях, народных и военно-патриотической направленности:

«Школьный клуб» («Вепрь», «Подорожник», Дискуссионный клуб)

Проектная деятельность

Классный годовой проект

«Месяцы правового воспитания» (ноябрь, март)

· Классные часы с участием специалистов ОП МВД ААМО

· Викторины

· Радиопередачи

· Выставка плакатов «Имею право!»


 

Политико-правовой клуб старшеклассников: диспуты, дискуссии

 

Ученическое самоуправление

 

Управляющий Совете Гимназии

 

Тематические классные часы

 

Участие в молодежных программах

 

Участие в мероприятиях гимназии

 

Проектная деятельность

способность ученика ориентироваться в ключевых проблемах

современной жизни: экологических, политических,

межкультурного взаимодействия и иных,    т. е. решать

аналитические проблемы; умение решать проблемы, связанные с реализацией  определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.);

 

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Активное участие в улучшении жизни в гимназии;

Подпрограммы:

«Дети-детям»

«Школьный клуб»

 

Недели добра. Участие во всероссийских благотворительных акциях.

 

Волонтерская деятельность

 

Социально - производственные практики старшеклассников

 

Классный годовой проект  - «Ангарский квест» - история города, области.

 

 

Делегирование полномочий на уровне класса

 

Распределение и выполнение обязанностей, поручений в рамках Ученического самоуправления

 

Участие в социальных проектах, программах гимназии, города

 

Участие в волонтерском движении

 

Проектная деятельность

 

Социальные и культурные практики

овладения средствами

общения со сверстниками и взрослыми; способность ученика ориентироваться в ключевых проблемах

современной жизни: экологических, политических,

межкультурного взаимодействия и иных,    т. е. решать

аналитические проблемы; умение решать проблемы, связанные с реализацией  определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.); умение проявить гибкость в постоянно изменяющейся окружающей действительности;

умение работать в команде на общий результат;

умение решать определенные типы коммуникативных задач.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этнического сознания

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.

(СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ)

 

День Знаний – поднятие флага гимназии

«Посвящение в гимназисты»

«День учителя» - день самоуправления

Проект «Милосердие»:

«Рождественский подарок»

«Мы помним тебя, солдат»

«Школьный двор» - посадка аллеи выпускников

«Гвоздика» - поездка учащихся - лидеров классов к мемориалу «Вечный огонь» (в г.Иркутск)

«Рука другу» - шефство над детьми, оставшимися без попечения родителей

 

Классный проект 9 классов: «Край, в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, занимающимися исследованиями, изучением этно-культуры нашего края, занимающимися творческой деятельностью, художественными промыслами)

Классный годовой проект 6 классов: «Сравни свой город: прошлое и настоящее»  (мой любимый уголок Ангарска, мой любимый дворик, город моей мечты….в семейных историях, летописях и фотографиях)

 

Классный годовой проект 5 классов: «Путешествуй вместе с нами» (совместные с родителями поездки на турбазы, экскурсии, знакомство с музеями, центрами культуры, памятными местами нашего города)

 

«Парламентские игры» - проект по развитию коммуникативности, лидерству, креативности.

Участие в самоуправлении класса, гимназии

 

Участие  работе клубов

 

Активность во внеурочной деятельности

 

Проектная деятельность

 

Социальные и культурные практики

 

 

бережное отношение к национальным традициям;

критичность по отношению к себе; сознательное принятие идеалов общества; умение ориентироваться в мире духовных ценностей;

отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

 

 

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.

(ТРУД И ТВОРЧЕСТВО, НАУКА)

 

День самоуправления.

 

«Ученик года» (гимназический конкурс)

 

«За страницами твоего учебника» - гимназическая научно-практическая конференция

 

«Что? Где? Когда?» - командные состязания эрудитов (по параллелям)

 

Дежурства классов по гимназии.

 

Классный годовой проект   9 -10 классов: знакомство с профессиями, предприятиями, изучение спроса на профессии; знакомство с людьми, достигшими успехов в профессиональной деятельности,  внесшими свой вклад в развитие города, области.

 

 

Социальные и культурные практики, обещественно - значимые дела, акции, проекты, благотворительность

 

Трудовая деятельность, связанная с учебными  занятиями

 

Общественно — полезная работа (дежурство по классу, по гимназии, выполнение поручений)

 

Производственные практики

 

Профориентация

 

Социальные проекты

 

 

Формирование когнитивной компетентности: умение выявить закономерности, лежащие в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни; сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции; критичность мышления;

развитое самосознание; умение запрашивать различные базы данных, создавать свои собственные приемы обучения;

осмысленность жизни, построение временной перспективы, наличие жизненных целей; самостоятельность мышления, оригинальность.

 

 

 

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

(ПРИРОДА)

 

Волонтерская деятельность:

Пропаганда ЗОЖ через проведение презентаций, классных часов, радиопередач, изготовление

 

и распространение листовок.

«Мы за здоровый образ жизни» - конкурс плакатов

Профилактика ДТД с участием детей:

Радиопередачи, конкурс плакатов: «Красный. Желтый. Зеленый», создание слайдовых презентаций.

Классные годовые проекты 8 -9 классов направленные на изучение экологической обстановки в городе, области.

Участие в субботниках
(9-11 классы)

 

Участие в муниципальных акциях экологического направления.

 

«А ну-ка, парни!» - военно-спортивный праздник им. А.А.Деревцова:

Конкурс «Вперед, мальчишки!» 5-8 классы.

«Мы будущие защитники Отчизны» - 9 классы

«А ну-ка, парни» - сетевой проект с участием 10-11 классов

 

Научно-исследовательская деятельность

 

Олимпиады

 

Социальные и культурные практики, обещественно - значимые дела, акции, проекты, благотворительность

 

Просветительские мероприятиям

 

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

 

 

Проведение радиопередач, создание презентаций

 

Классный годовой проектами

 

Походы, путешествия, экскурсии

 

Семейный отдых с выездом «на природу»

 

Субботники, экологические десанты

позитивная  мотивация учения; ответственность; стремление к реализации себя в деятельности

способность к самообразованию, самоуправлению  в учебной и социально значимой деятельности, умение организовать свою работу.

«Интервальный  локус контроля» по отношению к жизни.

Способность к самовоспитанию и саморазвитию.

 

 

 

 

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

(ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА)

 

«Посвящение в гимназисты»

 

«Союз волшебных звуков, чувств и дум» - отчет творческих коллективов художественно-эстетического отделения гимназии

 

Литературно-музыкальные гостиные (для учащихся 7-11 классов)

Библиотечные уроки для 5-8 классов

«Мисс – гимназия» - конкурс выявления талантливых девушек (7-10 классов)

Новогодний КВН

Новогодние утренники (театрализованные спектакли)

 

Творческая  деятельность: фестивали, конкурсы, концерты, организация и проведение праздников, акций

 

Художественно-оформительская деятельность

 

Организаторская деятельностью

 

Мультимедийные презентации,  радиопередачи, творческие проекты

 

 

сознательное принятие идеалов общества; умение ориентироваться в мире духовных ценностей;

отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

 

 

Основные  принципы:

· Следования нравственному примеру педагога

· Организация межсубъектного общения со "значимыми другими" - родителями, педагогами, друзьями

· Принятие  и осознание своей идентичности через восприятие и принятие «другого человека»

· Полисубъектности воспитания и социализации

· Совместного решения личностно и общественно значимых проблем

· Организация художественного квазиобщения  с носителями культуры, науки, и других сфер жизнедеятельности человека способствующих расширению жизненного пространства и усвоению действительности.

В основе Программы лежат три подхода: аксиологический, системно - деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход в воспитании определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни и утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Системно - деятельностный подход. Один из основателей системно - деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включён школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют: соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход); многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход); разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

Компетентностный подход означает «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности ученика к выживанию и устойчивой жизнедеятельности  в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» (Г. Селевко).

Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые влияют на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. На основе обобщенных ключевых компетенций, в свою очередь, можно определить ряд более конкретных ключевых компетентностей.

Основу компетентности составляют способности. Следовательно, каждой способности должна отвечать своя компетентность.

Составляющие элементы понятия «компетенция»:

знания – это интеллектуальный контекст деятельности;

навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи;

способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу, способность как синоним одаренности

стереотипы поведения – видимые формы действий, зависит от ценностей, этики, убеждений  и реакции на окружающий мир;

усилия – сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Реализация компетентностного подхода

Ключевые компетентности

 

Организация учебно-воспитательного процесса

Когнитивная

§ Интерактивное обучение

§ Межпредметная интеграция

§ Создано научное общество учащихся «Эйдос»

Операционально-технологическая

§ Проектно-исследовательская деятельность.

§ Творческие конкурсы

§ Телекоммуникационные проекты

§ Интерактивные Всероссийские олимпиады

§ Традиции гимназии

День Знаний; Посвящение в гимназисты;  новогодний КВН, Турслет, Парламентские игры, выставка-конкурс «Твой младший друг», «Презентация 9-х классов», конкурс «Ученик года»,  «Союз волшебных звуков, чувств и дум» - отчет творческих коллективов учащихся, Последний звонок,   конкурс плакатов «Имею право!», «Мы за здоровый образ жизни»,выставка – конкурс  рисунков, День самоуправления, «Красный.Желтый.Зеленый» - недели безопасности дорожного движения,  выпуск стенгазеты «Светские Новости Гимназии»,  конкурс творческих работ и  научно-практическая конференция «За страницами твоего учебника»

Мотивационная

§ Организация процесса взаимопроверки знаний.

§ Использование групповых форм работы.

§ Стимулирующая оценочная деятельность.

§ Активные формы работы: игра, ролевая игра, соревнование, пантомима, аукцион, экскурсия, путешествие, опрос по диагонали

§ Коллективные формы работы: групповая работа, дифференцированная по различным основаниям, коллективное домашнее задание

§ Создание, наполнение и защита портфолио.

Социальная

Ученическое самоуправление

Молодежная организация гимназистов «ЮНИОН». Структура: Президент, председатель Совета старшеклассников, председатель Совета 5-7 классов, ученические комитеты: культурно-воспитательный, правовой, социологический, учебный, совет 11-х классов, редколлегия, молодежный отряд волонтеров “SMILE”

Классное самоуправление: классные активы

Управляющий Совет: работа в комитетах Совета

§ Организация клубной деятельности «Евроклуб»,  Психологическое кафе», «Клуб экономистов и политиков», «Вепрь», «Подорожник», «Правовой клуб».

§ Профориентационные тренинги, семинары, практикумы, деловые игры

§ Проведение дискуссий, пресс-конференций

§ Социальные акции и проекты совместно с Межрегиональной Ассоциацией Общественно Активных школ России

Проект «Милосердие»- включает в себя 6 благотворительных акций

«Чистый город», «Рука друга», «Мы помним тебя, солдат», «Витаминка», «Алая гвоздика»

по оказанию благотворительной помощи малообеспеченным гражданам

«Парламентские игры», «Добрые дела для  гимназии», «Семья» - родительская благотворительность.

Всероссийские акции «Весенняя неделя ДОБРА», «Осенняя неделя ДОБРА»

Этическая

§ Реализация программы взаимодействия с семьей

Программа «Вместе»

Уроки здоровья

Интегрированные классные часы

Тематические классные часы

Психологические тренинги

Ежегодная акция «Милосердие»

Экологическая

§ Реализация подпрограммы «Краеведение» - классные годовые проекты «Ангарский квест»,  проект «Дети-детям»

Социальные проекты гимназии, классов, урочно-внеурочная предметная деятельность, совместные мероприятия с родителями

Поведенческая

 

Работа по программе Г.К. Селевко

«Самосовершенствование личности» с 5 по 11 класс

Включение творческого актива учащихся в рабочие группы по подготовке проведения культурных мероприятий

Деловые игры

Внеучебная деятельность в студиях и секциях системы дополнительного образования гимназии

Гимназический конкурс «Ученик года»

Гуманистическая педагогическая позиция характеризуется, прежде всего, безусловным принятием ребенка. В гуманистической теории принцип "принятия человека" -  это не только положительное отношение к нему, это признание того, что ребенок имеет право быть таким, каков он есть.

Принятие означает душевную теплоту, симпатию и требовательность,  толерантность порождающую ответственность ребенка, без которой невозможен свободный выбор собственного жизненного определения.

Принцип "принятия ребенка" в педагогическом взаимодействии реализуется через комплекс методов, прежде всего через гуманистический метод понимания.  Понимание отождествляется здесь с "истолкованием" и "интерпретацией", что полностью обусловлено индивидуальной способностью интерпретации. Знание не дает целостного и глубокого понимания ребенка, необходимо его также чувствовать. Эмпатия становится определяющим профессиональным качеством. Понимание, как проникновение в мир ребенка, его переживания, смыслы возможно лишь при развитой у педагога способности к самопониманию и самопознанию.

Для реализации идеи программы сформирована модель личности педагога, ориентированная на ребенка, развивающегося в новых социо – экономических условиях развития России.

Модель личности педагога:

· педагог принимает гуманистические ценности как личностно-профессиональные, имеет гуманистическую педагогическую позицию

· педагог знаком с ценностями мировой культуры

· педагог обладает положительной "Я - концепцией"

· педагог способен к саморазвитию и творчеству

· педагог обладает способностями эмпатии, перцепции, креативными, коммуникативными и организаторскими способностями, толерантностью.

Основная базовая национальная ценность – Учитель, объединяющий в себе нравственный пример гражданина России.

Все это обеспечивает организацию педагогических условий и воздействий на формирование психофизиологических процессов, становление личностных потенциалов и стимулирование дополнительных факторов развития личности.

Сквозной курс "Самосовершенствование личности"  Г.К.Селевко, является для нас оптимально - эффективным вариантом в воспитательно-образовательном процессе. Данный курс ставит целью: педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение школьников к самосовершенствованию. Курс "Самосовершенствование личности" предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления ребенком, подростком, юношей,  девушкой своей школьной и внешкольной жизнедеятельностью, для создания теоретического фундамента их саморазвития с 1 по 11-й класс. В нем в систематизированном виде излагаются знания о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности - о многом, что необходимо развивающемуся человеку.

Линейная логика разделов курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности. Кроме тог, в логике курса прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснования  А.Маслоу.

Таким образом выстраивается модель формирования личности, входящая в контекст культуры мира, не противоречащая этике, общепринятым человеческим ценностям и способная самосовершенствоваться через:

5 - 9 классы «Познавая себя – познаю мир»

10 – 11 классы «Мой мир в культуре мира»

Подпрограммы:

· «Школьный клуб» («Подорожник», «Психологическое кафе», «Клуб экономистов и политиков», «Евроклуб», «Правовой клуб», «Журналистика», «Клуб интеллектуалов»)

· Проект «Дети-детям» (молодежный отряд волонтеров «SMILE», дружина юных пожарных, ученическое самоуправление, шефская деятельность, «Ангарский квест»)

Проеты:

· Ученическое самоуправление (классное самоуправление, Ученический Парламент, Управляющий Совет гимназии)

· Шефство (благотворительная деятельность, передача жизненного опыта – сопровождение младшеклассников)

· Краеведение  - знакомство с городом, областью; организация походов, поездок, экскурсий.

· Классный годовой проект - поисково-исследовательская работа, «Ангарский квест»

Обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними  жизненные и профессиональные проблемы.

Выпускник  это

Осознающий

  • Собственную самоценность
  • Принятие знаний как ценности

Умеющий

  • Заниматься самосознанием и самообразованием
  • Осуществлять выбор и решать социальные проблемы
  • Жить и работать во благо Отчизны

Способный

  • К самоактуализации, самореализации и самоопределению
  • Планировать свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями

Имеющий

  • Богатый внутренний мир, духовность, рефлексивные способности

Готовый

  • К межкультурному взаимодействию

Открытый

  • К иным культурам, ценностям, взглядам

ВЫПУСКНИК гимназии - это свободный человек, способный жить в условиях демократии, самоопределяющийся по отношению к окружающей действительности, компетентный в различных областях науки, признающий права и убеждения других людей, соответствующий уровню сформированности ключевых компетентностей выпускников гимназии.

Социализация личности школьника в контексте компетентностного подхода  предполагает включение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетенций. В образовательный процесс внедрены и внедряются технологии социализации, информационные технологии, технологии личностно-ориентированного образования, технологии развивающего обучения, коллективные способы обучения, проблемное обучение. Предполагается и дальше внедрять активные образовательные формы, ролевые, имитационные игры, технологии «открытых форм», дальтон-технологию, метод проектов и др.

Для реализации данной Программы в  гимназии есть:

· высококвалифицированные педагоги

· высокопрофессиональные педагоги дополнительного образования

· социально-психологическая служба

· учебный план, отражающий социальный заказ родителей и обучающихся на предпрофильное, профильное образование, отвечающий социально-экономическим условиям развивающегося общества

· материально-техническая база, позволяющая обучающимся  заниматься научно-исследовательской деятельностью, социальной деятельностью, творческой деятельностью, реализовать себя как развивающаяся и утверждающаяся личность

  1. Содержание воспитания

Главная ценность – ребенок. Принятие ребенка как данности, сопровождение его по всем возрастным ступеням с целью оказания необходимой поддержки, передачи жизненного опыта, введения в мировую культуру с целью освоения и присвоения общечеловеческих ценностей, познания и понимания фактов и событий реальной жизни.

Ключевой идеей программы можно считать отношение к миру и вхождение в мировое пространство через формирование социально-активной личности, личностное становление:

· воспитание выступают как единая гармоничная среда развития личности

· воспитание будет  эффективным, если будет обоюдная  заинтересованность всех участников образовательного и воспитательного пространства

· воспитание будет эффективным, если оно носят целостный характер, яркое и  запоминающееся, основано на творческом содружестве единомышленников

· воспитание будет эффективным если оно будет носить системный характер.

Ведущие  принципы  педагогической деятельности:

· признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности

· трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных задач

· направленность образования и воспитания на само актуализацию, саморазвитие и самореализацию учащегося в различных видах деятельности (интеллектуальной, нравственной, этической)

ориентация на субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися, основанными на взаимном уважении

акцентирование важности расширения границ свободы  развивающегося субъекта с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив

Кадровый и материально – технический  потенциал гимназии позволяет каждому ребенку найти себя, выразить себя, реализовать себя в учебной и внеучебной деятельности. Сформировать свое представление о жизни, строить планы с перспективой достойного будущего. Художественно-эстетическое отделение гимназии располагает изостудией, танцевальными классами, мастерскими ручного труда, художественной вышивки, столярного дела, хоровыми классами и студией поэтики. Работают коллективы: студия спортивного бального танца «Грация», эстрадного танца «Премьера», «Солнечные зайчики», хоровая капелла мальчиков, фольклорный ансамбль «Рушничок». С учащимися занимаются высокопрофессиональные специалисты. Что позволяет учащимся получать качественное дополнительное образование, формировать творческий мир и мировосприятие.

Опираясь на программу «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко и на программу «Воспитания школьника» Н.Е. Щурковой  мы формируем воспитательное пространство согласно ценностям, приоритетным в каждом возрастном периоде:

Природа – человек, как часть природы

Человек -  межсубьектные отношения в едином жизненном пространстве

Общество – человек, неотъемлемая часть общества, человек – творец, созидатель, живущий в обществе по общепринятым законам.

4.1    Подпрограммы:

4.1.1 «Школьный клуб»

4.1.2 «Дети – детям»

4.2.   Проекты:

4.2.1. Проект «Ученическое самоуправление».

Цель: Формирование социально-здоровой личности через получение учащимися необходимых знаний,  навыков, приобретения опыта для определения своей гражданской позиции, реализации своих прав и возможностей.

Условия гимназии позволяют развивать и совершенствовать детскую инициативу, выстраивать взаимоотношения на доверии   и понимании при:

· Закрепление прав и обязанностей учащихся в Уставе гимназии

· Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой учащиеся удовлетворяют свои психосоциальные потребности,  необходимые для формирования социально-здоровой личности

· Присутствие и поддержка взрослых для передачи жизненного опыта: педагог -  старшеклассник – младшеклассник

Наличие социально-ценностных чувств и поддержки (педагоги – родители – учащиеся – местное сообщество

Деятельность Ученического самоуправления направлена на организацию процесса жизнедеятельности обучающихся во внеурочное время и сфокусировано на поддержание  гимназических традиций и приобретение новых традиций:

· День Знаний

· Турслет

· Праздник «Мой младший друг»

· «Ученик года»

· Посвящение в гимназисты и День Учителя

· Фестиваль классных мероприятий «Мама, славлю сердце твое!»

· День самоуправления

· Парламентские игры

· Парламентская ночь

· Социальная акция «Подарок к Рождеству»

· Новогодний КВН

· Субботники

· «А ну-ка, парни» - военно-спортивный праздник им. А.А.Деревцова

· «Мисс гимназия!», "Дюймовочка"

· «Недели добра» (осенняя, весенняя)

· «Последний Звонок»

Выставки плакатов, стенгазет по ЗОЖ Проектная деятельность является эффективным методом освоения учащимися основных социальных навыков, практических умений в области экономики, политики и социальных отношений.

4.2.2  «Классный годовой проект»  - совместная проектная деятельность - является эффективным методом освоения учащимися основных социальных навыков, практических умений в области экономики, политики и социальных отношений.

Первичные навыки социального проектирования учащиеся получают во время деловых игр ученического Парламента, Парламентской ночи, работая в разновозрастных группах.  Темы проектов посвящены истории нашего города, области, интересным людям, социально-незащищенным гражданам нашего города. При этом для ребят возникают новые нестандартные условия,  которые побуждают  ребят  выбирать наиболее адекватную линию своего поведения, искать способы решения, выходить из нестандартных ситуаций. Создание разновозрастных групп позволяют учащимся через общение передавать имеющийся жизненный опыт, получать навыки общения и взаимодействия друг с другом. Используя проектирование, учащиеся приходят к переосмыслению восприятия действительности, приобретают  знания в социальной практике. Реальность работы над проектами, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают ребятам осознать, что знания не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Формируются необходимые ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым относятся:

· Выявление потребности в усовершенствовании окружающего мира

· Понимание постановки задачи, характера взаимодействия со сверстниками, педагогами, сообществом

· Планирование конечного результата и своих действий (бюджета, времени, сил, средств, поиск необходимых ресурсов)

· Оценивание результатов по планированию и по достижению выполненной деятельности, по трудозатратам, по новизне

· Оценивание проектов, выполненных другими ребятами

· Публичная презентация проекта (защита проекта)

· Оценивание личного участия в проекте

Соблюдается и сценарий защиты проекта

· Постановка проблемы, ее актуальность

· Излож6ение целей и задач проекта

· Этапы работы над проектом. Результаты промежуточные, ожидаемые. Их анализ

· Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

· Участие в дискуссии по проекту.

Ребята принимают на себя различные роли участия в проекте: идейные вдохновители; разработчики,  оформители проекта (изготовление чертежей, схем, мультимедиа и т.д.), защитники проекта. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются в ходе социальной практики, когда подростки участвуют в проектах моделирования социальных явлений, осваивают навыки работы с документами, источниками информации, вырабатывают навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

Во врем такой работы ребята   учатся вникать в проблему, учатся находить и принимать  решение, учатся сотрудничать, находить способы взаимодействия друг с другом, брать на себя ответственность. Это   необходимо для формирования современного человека нового типа: свободного, уверенного в своих силах, творчески ориентированного, гуманного, способного к социокультурной интеграции, к умению выстраивать партнерские взаимоотношения.

Итоговое мероприятие по проекту: «Ангарский квест», который включает в себя 3 этапа

1. Презентация классного годового проекта (по каждой параллели и по каждому классу)

2. Интеллектуальная краеведческая викторина на знание истории Ангарска, истории Иркутской области (викторина включает в вопросы, касающиеся классного проекта)

4.2.3.   Проект «Шефство» (учащиеся младших классов; ветераны ВОВ;  инвалиды;  одинокие пожилые люди и т.п.) в 7 – 9 классах позволяет учащимся сформировать ответственность, видение проблем другого человека, активизирует инициативность и  социальную активность.  Социум нашего учреждения включает в себя такие учреждения как областной детский дом, дом Малютки, интернат для детей – сирот №7, дом Ветеранов, Комитет ангарских женщин, Комитет солдатских матерей,  Совет ветеранов. Сотрудничая с данными учреждениями ребята учатся отзывчивости, состраданию.  Шефская деятельность  позволяет учащимся сформировать свою гражданскую позицию.

Для того, чтобы развить у учащихся демократические навыки, помочь им стать полноценными гражданами нашего общества, следует выйти за рамки гимназии, для того, чтобы увидеть нашу жизнь, понять и принять историю нашего государства, приобщиться к культуре  и традициям своей малой Родины, стать носителем этой  культуры.

Одним из факторов социализации определяем  погружение в изучение историю своего города, края, приобщение к культуре, традициям сибиряков с целью формирования духовно -  нравственных и деятельностно -  волевых  гражданских  позиций.

.2.4.  Проект «Краеведение» является основным стержнем в формировании патриотизма и гражданственности, в осознании сопричастности к настоящему и будущему своего города, края, страны.

Обязательный раздел воспитательной программы, направленный на формирование нравственно – этического воспитания, гражданственности и патриотизма.  Краеведение позволяет учащимся сформировать свое отношение к городу в котором мы живем, к его истории, настоящему и прогнозировать будущее нашей малой Родины, нашего Отечества в целом.

Через краеведение решается много образовательно-воспитательных возможностей: связь поколений через истории семей учащихся, семейные традиции; история города,  расширение познавательной деятельности через экскурсионную - туристическую программу, профориентационную – через знакомство с предприятиями, фирмами, профессиями своих родителей.

Данный раздел позволяет сформировать экологическую культуру, так как в процессе экскурсий и туристических походов ребята получают знания о природопользовании, флоре и фауне, влиянии промышленности на экологию края. Конкурс экологического плаката, проводимый в рамках раздела, показывает уровень знаний, полученные учащимися.

Краеведение  - сквозной раздел с 1 по 11 -  й класс, выстроен в соответствие с возрастным формированием личностного роста учащихся, и позволяет выяснить эффективность введения данного раздела в программу во время традиционных слетов классных параллелей. В первой четверти происходит презентация проектных идей. Каждый класс в течение года работает в проектном направлении, на слете учащиеся представляют отчет о проделанной работе. Форма отчета произвольная.

Так как включение в процесс воспитания родителей уже само является ценным фактором, способствующим быстрому вхождению учащихся в сложный мир взрослых. Пример собственных родителей является  один из факторов формирования ключевых компетентностей ребенка.

5.       Содержание воспитания по возрастным группам

«Познавая себя – познаю мир»

5 класс (10 -11 лет) - Познай себя

Включение в процесс саморазвития, выстраивания системы взаимоотношения и общения

Включение в общегимназическую систему, знакомство с учителями среднего и старшего звена, передача опыта от старшеклассника к младшекласснику (демонстрация достижений, проявления качеств, познавательного интереса, социальной активности). Участие в общегимназических делах с целью формирования межсубъектного пространства.

Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.

Проект: «Путешествуй вместе с нами» (знакомство с музеями, центрами культуры, памятными местами нашего города)

6 класс ( 11 - 12 лет) - Сделай себя сам

Начало сознательного самовоспитания, влияние на свои физические и личностные качества, формирование сознательных целенаправленных усилий для создания авторитета в классе.

Помощь ребенку в поисках самораскрытия, выявления своих творческих способностей, реализации себя в классе среди сверстников.

Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.

Проект: «Сравни свой город: прошлое и настоящее»( мой любимый уголок Ангарска, мой любимый дворик, город моей мечты….в рисунках летописях и фотографиях)

7 класс (12 - 13 лет) - Научи себя учиться

Создание условий и помощь ребенку в реализации учебных достижений, положительной мотивации к образовательной деятельности, стремление к самостоятельности, автономности на фоне включения во взрослую жизнь, проявление социальной активности через включение в обегимназические дела, проекты, построение собственной личности в нравственной и эстетической сферах.

Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.

Проект: «По улицам нашего города» (историческое обоснование названий улиц нашего города)

8 класс (13 - 14 лет) - Утверждай себя

Включение ребенка в соуправление и организацию жизнедеятельности класса, гимназии, утверждение себя как личности в коллективе, активный поиск путей и средств к самоутверждению через общественно-ценную и личностно-значимую деятельность. Нравственное взросление через  принятие общечеловеческих  ценностей.

Шефская деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, одиноким пожилым людям)

Проект: «Край,  в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции)

9 класс (14 - 15 лет) - Найди себя

Социализация личности через участие в социальных программах гимназии, проявления собственной инициативы с целью подготовки к будущему,  самоопределению, профессиональной карьере, формирование социального ответственного поведения, определение гражданской позиции.

Шефская деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, одиноким пожилым людям). Вступление в отряд волонтеров гимназии «SMILE».

Проект: «Край,  в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, занимающимися исследованиями, изучением этно-культуры нашего края, занимающимися творческой деятельностью, художественными промыслами )

«Мой мир в культуре мира»

10 класс (15 - 16 лет) - Управляй собой

Усвоение социальных норм, управлением своим внешним и внутренним - Я, регуляция физического и психического состояния, обретение духовных ценностей, построение своего внутреннего нравственно-этического потенциала.

Активное включение в самоуправление: руководство министерскими палатами и комитетами. Право баллотироваться на пост Президента ученического Парламента. Право участвовать в выборах командира гимназического отряда волонтеров.  Участие в организации и проведении месяца правовых знаний (январь), дне «Самоуправления» (начальная школа).  Право представлять ученическое самоуправление в Совете гимназии.

Проект: «Край, в котором нам жить» -  (знакомство с предприятиями, фирмами,  ВУЗами, изучение запроса на профессии, встречи с интересными людьми, внесшими свой вклад в развитие нашего города, края)

11  класс (16 - 17 лет) - Реализуй себя

Целостное представление о мире, смысле жизни, счастье, владение   само - реализационным потенциалом, осуществление социальных проб, самооценка жизненной позиции, создание гармоничного пространства вокруг себя и видение своего собственного жизненного пути в социо - экономическом пространстве.

Участие всех учащихся в деятельности совета старшеклассников - право консультационной деятельности  министров ученического Парламента, право представлять ученическое самоуправление в Совете гимназии. Право баллотироваться на пост Президента ученического Парламента. Право участвовать в выборах командира гимназического отряда волонтеров.  Участие в организации и проведении дня «Самоуправления». Организация и проведение деловых игр Парламента гимназии. Организация и проведение общегимназического турслета.  Право представлять ученическое самоуправление в Совете гимназии.

Проект: «За нами будущее!» - реализация в гимназии социально – значимой акции, проекта с привлечением к участию в проекте всех участников образовательно – воспитательного пространства  (педагогов, родителей, учащихся), поиск партнеров, выпуск пресс-релиза в СМИ

Результаты работы над классными годовыми проектами подводятся в процессе творческой игры: Ангарский квест»

  1. Предоставление исследовательской работы
  2. Викторина (5 кл.); интеллектуальные игры (6-10 кл.)
  3. Поисковые мероприятия (177, 178, 33 микр., 182 кв.)
  4. Доброе дело гимназии.

Проект плана внеурочной деятельности (ежемесячный)

Сентябрь

Комплексное дело месяца: «Спорт, гармония, красота»

Девиз дела: «Помни, что пользу себе и людям ты принесёшь, если будешь здоровым!»

 

 

Направление

 

 

 

 

Содержание

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание

Учебная деятельность

Праздник знаний.

Проведение вводных инструктажей в 1 – 11

Урок гражданственности 1.09

Акция «Поздравь своего учителя»

Профилактические беседы с приглашением работников ГИБДД, ОП ИПДН.

Общечеловеческие ценности «Я, мы – коллектив»

Путешествие по карте языков мира «В начале было слово» - к международному дню грамотности 8. 09

 

Ученичесео самоуправление:

· Подвижные игры на переменах (5,6,7)

 

Экологические операции и акции в рамках недели Добра.

Беседа «Я  и моё окружение» - по классам

Конкурс  сочинений, стихотворений: «С чего начинается Родина?»

Внеучебная деятельность

Всероссийская вахта памяти - день солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября.

Неделя  безопасности.

«Уроки Доброй Феи»: доброта, этикет  (5,6,7 кл.)

«Красный.Желтый.

Зеленый» - волонтерские уроки

Турслет

Турслет

Парламентские игры

Внешкольная деятельность

 

Государственные символы России (классные часы по  истории страны.)

Акция «Осенняя

неделя добра»

Занятость учащихся в элективных курсах (мониторинг)

Презентация ребятам

Секций, студий, кружков

Гимназии (проверка классной занятости)

Проект «Чистый след»

История гимназического музея

Семейное воспитание

Планирование работы с родителями

(совместно с психологом

параллели)

 

 

Тематические родительские собрание

 

Родительские собрания по классам.

Ознакомление с Законами РФ в области образования

«Папа, мама, я – спортивная семья». Спортивные соревнования (5-6 кл.)

 

 

Выставка - онкурс букетов, поделок  между классов «Осенние фантазии»

Нравственный урок памяти «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях»

Общественно-полезная деятельность

Подготовка к мероприятиям:

День учителя, День рождения гимназии

(классные часы по истории гимназии)

Подготовка к празднику:

Посвящение в гимназисты

Подготовка к дню самоуправления

Подготовка рекомендаций

Для родителей и детей по формированию навыков

ЗОЖ

«Самый чистый класс» -  контроль за состояние классных помещений

Экскурсии в кино, театры,

ДК культуры

музеи

6. Мониторинг процесса воспитанности гимназистов.

Теоретический потенциал. Компетентность, способность организовать дело и проявить волю в его реализации при сохранении нравственности и порядочности - вот ведущие факторы профессиональной карьеры молодежи и социально-экономического развития нашего региона. В этой связи определенной идеологической основой работы с подрастающим поколением может служить признание ценностей сибирского характера и необходимости их сохранения и развития. Таким образом, сибирский характер мы рассматриваем как социальный гражданский характер. Поэтому обновление программы воспитательной работы в гимназии становится актуальным.

Воспитанностьинтегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека

Диагностика воспитанностиэто процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.

Существуют различные точки зрения на определение  показателей и критериев воспитанности личности. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса.

Среди множества подходов к определению воспитанности на основании анализа  научных разработок (Лихачев Б.Т., Мальская Т.Н., Радионова Н.Ф., Божович Л.И. Васильева З.И.,  Конникова Т.И. и др.),  мы выделяем следующее содержание:

1) Показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств  прямо пропорционален  модели выпускника  учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров  выделяем отношение к высшим ценностям: к человеку, труду,  малой и большой  Родине, здоровью, прекрасному, природе, к самому себе.

2) Показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения   воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; самоорганизация и саморегуляция, в целом поведение воспитанников.

3) Направленность гимназического образования в русле компетентностного подхода  обуславливает определение в качестве результатов воспитанности гимназиста следующее:

· Способность к  самовоспитанию, самореализации и  самосовершенствованию

· Способность ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

· Способность решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).

· Способность решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).

· Способность решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

4) Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинять вред испытуемым.

5) Максимальная включенность педагогов в диагностический процесс.

В  зависимости от внешней регуляции, внутренней саморегуляции нами выявляются разные уровни воспитанности.

Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще не устойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня характерны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная  общественная позиция  ещё не вполне сформулирована.

Признак высокого уровня – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ результатов диагностики. Они могут осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с  классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, степени защищенности личности в коллективе, авторитета классного руководителя, взаимоотношений педагога с родителями и др.

Анализ воспитанности гимназистов позволяет:

  • цели воспитательной работы
  • подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности
  • индивидуальный подход к личности каждого школьника
  • выбор содержания и методов воспитания
  • промежуточный результат с первоначально зафиксированным
  • близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельности

Цель: изучение актуального состояния процесса воспитания, воспитанности и социализации гимназистов для внедрения программы социализации и воспитания «Я_АНГАРЧАНИН»  в условиях ФГОС.

Метолдика

класс

срок

ответственные

результат

1

Изучение уровня воспитанности

Автор: Капустина Н.П.

2,4,6,8,9,10

2,4 кл.- апрель

6,8,10 - ноябрь

Педагоги  - психологи параллелей

Аналитическая справка Дьячкова Е.В.

 

Аналитическая справка

2

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

Автор: профессор Байбородов Л.В.

4,5,6,7,8

октябрь

1.Проведение педагогической диагности: классный руководитель

2. Педагоги  - психологи параллелей

 

Аналитические справки

3

Методика определения общественной активности обучающихся

Автор: Степанова Е.Н.

8,9,11

февраль

Педагоги психологи

Аналитическая справка

4

Методика выявления коммуникативных склонностей

Автор: Овчарова Р.В.

6-7 классы

январь

Педагоги психологи

Аналитическая справка

5

Методика «Наши отношения»

Автор: Фридман Л.М.

4,5,7,9,10

Декабрь-январь

1.Проведение педагогической диагности: классный руководитель

2. Педагоги  - психологи параллелей

 

Аналитические справки

6

Методика определения уровня развития ученического самоуправления в коллективе

Автор: профессор Рожков М.И.

7,8,10

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В.

Аналитическая справка

7

Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью

Автор: А.А.Анедреева

2,4,5,6,7,9,11

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В

Аналитическая справка

8

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения

Автор: Е.Н.Степанова

Родительская общественность:

2,4,5,6,7,9,11

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В

Аналитическая справка

9

Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Автор: Е.Н.Степанова

учителя

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В

Аналитическая справка

Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

7.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ «Я-АНГАРЧАНИН»

НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-11 КЛАССЫ)

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

· воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

· эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов  за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

· на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

· на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Предполагаемым результатом программы  духовно-нравственного воспитания гимназистов «Я  - АНГАРЧАНИН»

является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В гимназии:
    • создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
    • обогащение содержания духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания;
    • вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:

· в познавательной сфере: высокий уровень развития творческих способностей,

· в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу своей малой Родины,  страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

· в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговая игра «Ангарский квест», который включает в себя презентацию классного годового проекта, викторину по краеведению, поисковую игру,  награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, подведение результатов  конкурса «Лучший класс года» благодарственными письмами и призами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы – Лидеры самоуправления.