Публичный доклад директора Раевской Л.В. 2016-2017 учебный год
«Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы».
«Именно учитель в силу профессиональной специфики, его деятельности является тем «мостиком», через который проходит каждый ребенок от незнания к знанию, от непосредственно – бытового восприятия окружающего мира к научному мировоззрению, от стихийного узкого восприятия достижений культуры, конкретного существования к творческому познанию и преобразованию самого себя.
И.А.Ильин »
Впервые за многие годы в декабре 2014г. в российских школах вновь писали выпускное сочинение. Возвращение сочинения в школы – одна из обсуждаемых тем и сегодня в образовательном сообществе и кругу родителей. Мнения противоречивые до сих пор: кто – то недоволен нововведением, а кто – то за.
Но сочинения уже написаны. Какие были предложены темы? Вот некоторые из них: «Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж.Руссо: «Любить глубоко – значит забыть о себе»? «Что значит в жизни человека родительский дом»? «Когда разум и чувство борются в человеке» и др.
По словам Натальи Солжиницыной, руководителя Совета по проведению итогового сочинения, сочинение предлагает выпускникам «поразмышлять о ценностных ориентирах людей, этико – нравственных, философских, социальных аспектах бытия». Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности, выражением его стремлений, интересов, чувств.
Темы сочинений надо обсуждать со старшеклассниками, это помогает сформировать их отношение к жизни, субъективный социальный опыт.
Приведу выдержки из сочинений наших выпускников. Они созвучны с темой педсовета
Вильянова Настя
Известный французский творец Ж-Ж Руссо сказал, что «Любить глубоко – это забыть о себе».
Я с ним согласна. На примерах произведений Куприна это было доказано. Я считаю, что настоящая любовь будет существовать во все времена. Это неизмеримое счастье – чувствовать, как ты растворяешься в своем любимом человеке, а он в тебе. Не стоит бояться любить, ведь любовь самое сильное и настоящее чувство в мире. Жизнь сложна, она полна переживаний, обид и горестей. И именно любовь призвана быть опорой и поддержкой в трудные минуты. Она приносит человеку радость, наполняет смыслом его существование.
Козулина Диана – другое мнение.
«Любить глубоко – это забыть о себе»?
«Любовь – это чувство глубокой симпатии» - такое определение дает словарь. Но разве можно назвать симпатией истинную всепоглащающую любовь, которая заставляет принести себя в жертву ради любимого человека? Страшно представить, на что может пойти человек, который по – настоящему любит: продать душу дьяволу, сменить свою веру, поменять мировоззрение. Такая любовь большая редкость, но кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Тому есть подтверждения.(герои литературных произведений «Олеся» И.Т.Куприна, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова)
«Что значит в жизни человека родительский дом»?
Кравцова Виктория
Родительский дом - место, где мы получаем любовь, ласку, заботу. Здесь мы определяем для себя свои главные жизненные ценности и ориентиры. Родители всегда подают пример своим детям. От их воспитания зависит, каким вырастит ребенок, кем он станет, к чему будет стремиться.
Но всегда ли родительский дом является источником становления человека, которым могли бы гордиться близкие и окружающие? (примеры из литературных произведений «Обломов» Гончарова И.А., «Недоросль» Д.И.Фонвизина, раскрывающие вечные проблемы). Все, кто писал сочинение на эту тему, отмечают, что данный вопрос актуален и сегодня.
Но а «Когда разум и чувство борются в человеке»? Разное отношение у наших девушек и юношей к этому философскому вопросу. Но в основном, вывод делают так, как к этому подошла Перцева Марина.
Перцева Марина
…Разум и чувства борются в человеке, когда ему нужно принять решение, способное повлиять на его судьбу. Однозначная победа разума или чувства зачастую приводит к душевным страданиям. «Есть чувства, затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств», - так говорил Пришвин. С этим нельзя не согласиться. Разум и чувство должны дополнять друг друга, только в этом случае человек будет по – настоящему счастлив. («Олеся» И.Т.Куприна, «О любви» Ф.П.Чехова).
Любовь, взросление, ответственность за себя и за все, что ты делаешь, внутренний мир человека…
Как часто мы общаемся с ребятами на эти темы? Какие создаем для этого общения условия?
Можно сказать, что сочинение в 11-х классах – это экзамен на социальную зрелость выпускника. Выпускники гимназии выдержали этот экзамен достойно: они показали знание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев, события разного времени, соизмеряя с настоящим, а также показали готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. В этом огромная заслуга учителей литературы: Хвойновой Натальи Михайловны, Асатурян Елены Сергеевны, Рыбаченок Ирины Васильевны (будет выпускать 11 классы на следующий год). Поистине можно сказать: они на своих уроках «сеют разумное, доброе, вечное».
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность.
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы в Федеральном государственном стандарте включают в себя:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- систему значимых социальных и межличностных отношений;
- ценностно – смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности;
- социальные компетенции, правосознание, способность ставить цель и строить жизненные планы;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты напрямую связаны с социализацией учащихся. Вопрос, как развивать навыки социальной компетентности обучающихся, как усовершенствовать систему работы гимназии в этом направлении, мы считали важным всегда. Это отражено в педагогических советах.
Вот их история
Педсовет 30.08.2011г.
«Реализация компетентностного подхода как средство модернизации образовательного пространства педагогического процесса».
Задачи:
- создать проектные группы по разработке программы развития гимназии на 2012-2017 годы;
- определить направления работы, организовать консультирование по избранным направлениям.
В педсовете 31.05.2012г. «Самоуправление как фактор социализации личности» поставлены задачи:
- создать систему развития ученического самоуправления в классных коллективах;
- организовать обучающие семинары для классных руководителей по работе с обучающимися, входящими в команду классного самоуправления;
- создать рабочую группу из числа классных руководителей, психологов, обучающихся по разработке концепции развития ученического самоуправления в рамках программы развития «Открытая гимназия».
Педсовет 30.08.2012г.
«Создание условий для введения ФГОС в образовательное пространство гимназии как средство обеспечения системно - деятельностного подхода и достижения новых образовательных результатов».
Мы совместно искали пути преодоления проблем, переводя их в задачи, хорошо понимая, что обучение должно делать голову не только хорошо наполненной, главное – хорошо устроенной! По мнению известного педагога Виноградовой, овладение только знаниевой стороной процесса обучения ведет к надкусыванию яблока только с одного бока. Учебный процесс должен научить детей применять полученные знания, владеть способами добывания новых знаний, умением находить у себе ошибки и устанавливать их причины
На этом педсовете был дан старт проектно – исследовательской деятельности обучающихся предпрофильных классов.
А также поставлена задача: создание и реализация социальных проектов, направленных на воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, культуры мира и взаимопонимания в воспитательной работе, в том числе средствами внеклассной работы по предметам.
С введением ФГОС меняться должны не только формы внеклассной работы, меняться должен прежде всего урок . А для этого должен меняться менталитет учителя, меняться должно отношение педагога к результатам педагогического труда.
Об этом шла речь на педсовете 31.05.2013г.
«Повышение профессиональной компетентности педагога для активизации инновационной деятельности и достижения более высоких результатов педагогического мастерства в условиях введения ФГОС»
Приняты конкретные решения:
- создание условий для опережающего введения ФГОС ООО;
- разработка системы оценки планируемых результатов в соответствии с ФГОС ООО.
Педсовет 02.06.2014г.
«Проектирование, достижение и оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы – стратегическая цель ФГОС»
Этот педсовет дал направление предметно – методическим определениям основного звена на создание системы оценки планируемых результатов освоения ООПООО.
Началась Серьезная работа по системному анализу урока, в практику работы гимназии прочно вошли групповые формы работы на уроке, активно изучались и внедрялись продуктивные методы. Педагоги осознанно включались в непростую целенаправленную деятельность, для многих новую, по формированию социального опыта обучающихся, успешно решалась проблема обеспечения качества образования, включающего наряду со знаниями, умениями и навыками максимальную реализацию потенциала обучающихся, формирование ключевых компетентностей. Уже в тот период складывалась система по формированию субъектного опыта ребенка, развитию его социального опыта. Именно эта идея была заложена в программу развития гимназии «Открытая гимназия». Для реализации этой идеи была организована работа педагогического коллектива на определение содержания социальной компетентности, связанной с будущей социальной успешностью выпускника гимназии.
Этому был посвящен Педсовет 01.06.2015г. «Развитие воспитательного потенциала в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении, в творческой самоактуализации, в ведении здорового образа жизни». Уже здесь подвели итоги реализации программы развития и образовательной программы.
Эпиграфом к данной теме стали слова Ш.Амонашвили «Воспитание детей с помощью Истины, Доброты, Красоты». «Педагог, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах, и в сердцах».
При подготовке к педсовету были созданы рабочие группы, которые представили работу коллектива по всем направлениям, заявленным в теме.
Группа гражданско – патриотического направления показала положительную динамику и высокий уровень воспитания у гимназистов патриотизма и активной гражданской позиции. Например анкетирование участников парламентской ночи (132 чел 5-11 кл.) выявлено: 100% учащихся гордятся Россией, 75% - не хотят жить в другой стране; 85% не хотят учиться в другой школе.
Какую же проблему выдвинула эта группа? Для качественного ведения воспитательного процесса, реализующего гражданско – патриотическое направление, требуется консалидация не только педагогических, но и родительских усилий.
Рабочая группа «Творчество как основа личностной значимости» представила на педсовете проект «Творческая среда как условие самоактуализации личности». Отметила конкурентные преимущества гимназии:
- качественная начальная подготовка;
- высокий уровень общеучебных навыков и умений выпускников;
- возможность изучать 2-й иностранный язык;
- использование в образовательном процессе современных технологий, реализующих субъект – субъектные отношения между учащимися и педагогами; большинство педагогов стремяться к саморазвитию;
- интеграция основного и дополнительного образования.
Педагоги, обсуждающие вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся отметили работу гимназии по:
- изучению состояния здоровья учащихся психологами, медработниками;
- внедрению программ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- просветительскую работу и т.д.
Такая системная работа по сохранению здоровья значительно улучшила показатели физического развития учащихся по результатам медосмотра, сформировано негативное отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотиков.
Рабочая группа, обсуждавшая вопрос профессионального самоопределения представила формы работы, используемые в предпрофильной подготовке с учащимися 8-9 классов. Это элективные курсы, проектная деятельность, консультирование, рейтинг личного портфолио, профориентационное тестирование, которое помогает выявить спектр интересов, профессиональные склонности, личностные качества учащихся. Формирование профильных классов (10-11) происходит с учетом потребностей и интересов учащихся. Важное место занимает в профессиональном самоопределении профессиональная проба. Она дает возможность посмотреть на профессии с разных сторон. В гимназии есть большое количество маршрутов профессиональных проб – это предприятия и организации как Ангарска, так и Иркутска. По результатам анкетирования отмечаем, что большинству учащихся именно проф. проба помогла утвердиться в выборе профессии. В этом большая заслуга И.И Журавковой, М.П.Барсем.
Предложения от всех рабочих групп вошли в решение педсовета:
– привлекать родителей к участию в мероприятиях гражданско – патриотического воспитания; пропагандировать лучший опыт семейного воспитания;
- создавать условия для реализации индивидуальной траектории учащихся через участие в интеллектуальных мероприятиях, занятиях исследовательской деятельностью, а также через систему дополнительного образования.
На педсовете также были представлены итоги учебной деятельности – ведущей деятельности в образовательной организации, которая характеризуется, прежде всего, качеством обученности. Педагоги отметили высокие результаты в начальных классах: 100% успеваемость, качество 87,4%, качество по предметам в основной и старшей школе от 64,9% до 74%. Все выпускники 9-11 классов получили аттестаты. Успешно наши гимназисты выступили в олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, российского уровня. Впервые в гимназии три призовых места на всероссийском уровне: МХК – Левченко И. (Ковалева М.П. педагог), технология – Бальбуров З. (Ю.Г.Неустроев педагог), ОБЖ Бровченко М. (Панюшева Т.В. педагог).
В третий раз гимназия победила в конкурсе «Лучшая гимназия», а также победа в региональном конкурсе «Лучшая образовательная организация Приангарья ».
Вот почему на 2015 – 2016 учебный год определена цель работы гимназии: Укрепление общественного статуса гимназии как гимназии образцовой педагогической культуры, высокого уровня обучения и воспитания учащихся. Дальнейшее следование принципам педагогики успеха. Сохранение и преумножение традиций гимназии одной из лучших школ Российской федерации.
В связи с поставленной целью мы работали над решением задач:
- повышение качества обучения, улучшение системы обратной связи, учета достижений учащихся, общей оценки качества образования (совершенствование системы оценки качества образования - СОКО). Была разработана программа локального эксперимента «Индивидуальный образовательный маршрут как форма индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»;
- совершенствование сложившейся системы в работе классных руководителей;
- формирование позитивного отношения родителей гимназистов к проходящим событиям, привлечение их к управлению – в соответствии с программой развития гимназии «Открытая гимназия».
На итоговом педсовете 30.05.2016г. было отмечено: план работы гимназии на 2015 -2016 выполнен полностью. Основные вопросы по содержанию СОКО стали предметом изучения аккредитационной комиссии. В результате можно сказать: экзамен сдан успешно, показав, что для нашего коллектива главная идеология качества образования – это не только качество конечного результата обучения, но и всех процессов, обеспечивающих этот результат. В центре гимназического образования – формирование человека.
И на 2016 – 2017 учебный год поставлены задачи, углубляющие, совершенствующие процессы, обеспечивающие результаты обучения и воспитания, такие, как:
- работа по индивидуальным образовательным маршрутам с обучающимися 6-8 классов;
- создание банка примерной тематики проектных работ для учащихся 5-7 классов на предметной и межпредметной основе, ориентированной на решение основных задач развития подростков;
- усиление координации деятельности педагогов, психологов, классных руководителей в решении проблем сохранения и укрепления здоровья;
- совершенствование работы по изучению готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
- контрольно – оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации гимназиста;
- совершенствование работы с родителями на основе программы «Вместе»;
2016 – 2017 уч.год был объявлен годом взаимодействия с семьей. Дорожная карта реализована полностью. В течение учебного года все задачи анализировались и обсуждались на педагогических советах, решения которых направлены на повышение уровня педагогического мастерства с учетом реального уровня компетентности и в соответствии с образовательной программой и программой развития «Открытая гимназия».
Итоги реализации программы развития мы подводим сегодня, но «успешная социализация ученика», естественно как основное условие становления гимназии как открытого общественно – активного социального и гражданского образования будет в основе новой программы развития, над содержанием которой сейчас работает педагогический коллектив.
Решая задачи, поставленные в образовательной программе, программе развития «Открытая гимназия», выполняя последовательно, системно решения педагогических Советов, мы можем сказать: Наша гимназия – школа социального опыта. Мы видим свою цель не только в формировании системы знаний, умений, навыков, но и в формировании готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, гражданско – правовой, трудовой сферах деятельности, в развитии индивидуальности каждого ученика и воспитании его как субъекта социализации.
Гимназия стремится создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Образование организуется не по модели «Изоляции от социума, а по модели «включения в социум». Дошкольное отделение можно считать «стартовой площадкой» для успешного обучения и социализации. На протяжении ряда лет 96-98% детей готовы обучаться в условиях инновационного учреждения. Дети, которые прошли образовательную программу детского сада, программу «Успех», хорошо учатся, быстро адаптируются. В этом году в «Улыбке» создана творческая группа по формированию социальной активности детей «Клубный час».
Особенно хочется отметить начальную школу (отделение начальных классов), в которой обеспечивается простор разнообразной детской деятельности и инициативы, в том числе добровольной общественной, где царит разновозрастное взаимодействие. Педагоги начальных классов стараются не столько детей готовить к требованиям гимназии, сколько гимназию приспособить к нуждам ребенка и специфике его социального становления. Они специально привлекают самобытных, талантливых людей, используют в образовательном процессе культурные и социально – значимые возможности нашего города, традиции и возможности отдельных семей. Большинство родителей стали заинтересованными участниками этой увлекательной деятельности.
Вместе с педагогами художественно – эстетического отделения педагоги начальных классов делают жизнь детей яркой, красочной, многогранной.
Педагоги начальной школы Зырянова Любовь Дмитриевна, Попова Алла Николаевна, Воробьёва Наталья Ивановна сотрудничают с Открытым Молодежным Университетом города Томска, реализуя программу внеурочной деятельности «Мир моих интересов».
С 2015 года начальная школа является Педагогической площадкой ГАУ ДПО ИРО по направлению «Сетевое взаимодействие как условие методического сопровождения педагогов, реализующих комплексный учебный курс ОРКСЭ». В этом учебном году начальная школа выступила инициатором проведения Муниципальной Ярмарки образовательных проектов по комплексному учебному курсу ОРКСЭ. (Учителя: Толстова Марина Николаевна, Михайлова Ольга Юрьевна, Зуева Лариса Васильевна, Пуляевская Татьяна Ивановна).
Обучающиеся 4-б класса, классный руководитель Михайлова Ольга Юрьевна, являются участниками Всероссийского движения школьников с целью развития социальной активности.
Лукьяненко Елена Викторовна проводит с детьми экологические экспедиции по темам «Почва», «Природные сообщества», «Части реки». Разрабатываются маршрутные листы, задания для каждой группы участников, проводится инструктаж, ведутся дневники наблюдений.
Константинова Марина Владимировна работает с учащимися над классным проектом «Все профессии важны – выбирай на вкус». Целью данной работы является знакомство с профессиями родителей, профориентация, социальная мотивация обучающихся.
Команда «ЮИД», руководитель Зуева Лариса Васильевна, занимается пропагандой безопасности дорожного движения на территории Ангарского городского округа, участвуют во всех городских акциях по ПДД, являются победителями муниципальных и областных конкурсов.
В становлении личности гимназиста, в развитии его творческих способностей неоценимую роль играет художественно – эстетическое отделение. Педагоги дополнительного образования, всего лишь дополнительного !!! Как и в целом в стране культура всегда жила по остаточному принципу, так и у нас, в гимназии; условия примитивные, финансирование – «0», полная зависимость от расписания, в которое часто вносят коррективы, меняются интересы детей (из бальных танцев – в спорт), непонимание некоторых педагогов, зачем нужны репетиции, выступления детей в различных муниципальных мероприятиях и т.д.
Тем не менее, наши педагоги профессионалы: Демидова И.А., Воробьева С.В., Коногорская О.В., Зуева Н.А., очень надеюсь на Чеботареву Д.Б. (она недавно вернулась к нам), Дорошенко С.В. (у дошколят), сценарист и режиссер Трусов А.Г. ежегодно на отчетном концерте представляют наших гимназистов – исполнителей – профессионалов. Свое мастерство успешно передают педагоги – прикладники: Ю.Г.Неустроев, Ю.С.Белогурова, О.Д.Ожиганова, Л.И.Шевчук. Все педагоги дополнительного образования готовят победителей конкурсов, выставок различного уровня: от гимназического, до регионального. Они прививают любовь к искусству, воспитывают чувство прекрасного, формируют человека высокой нравственности и патриотизма. Сегодня хочу выразить особое признание О.А.Гизатулиной. Она является автором программы «Поэтика», она автор и организатор литературно-музыкальных гостиных. Вместе с гимназистами принимает участие в интегрированных уроках литературы, МХК, живописи и иностранных языков. Эти уроки способствуют глубокому усвоению исторического, литературного материала, расширяют кругозор и воспитывают творческую индивидуальность учащихся. Гизатулина О.А. и ее воспитанники принимают активное участие в патриотических мероприятиях гимназии «Чтим историю своей страны», «Посвящение в гимназисты», Отчетные концерты художественно-эстетического отделения.
В 2015 году Ольга Александровна стала инициатором и организатором гимназического конкурса поэтов и прозаиков «Тебе, Россия, посвящаем строки!», конкурс стал традиционным. К работе в жюри привлекаются поэты Ангарска. При активном участии Гизатулиной О.А. и студии «Поэтика» в 2015 году к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в гимназии открыта «Галерея Славы». Своими стихотворениями ребята выразили отношение к неприкасаемым фактам истории России, единству народов, славе русского солдата. Галерея стала символом патриотического воспитания гимназистов.
Ольга Александровна имеет много публикаций и публикует стихи своих воспитанников:
«Мой край – Ангарск, Сибирь, Байкал!», поэтический сборник. В сборник вошли 37 авторов - учащихся гимназии №1;
«Светлые улицы, юные лица», поэтический сборник, Посвящённый 65-летию города. В сборник вошли 15 авторов-гимназистов. Воспитанники студии «Поэтика» победители и призеры муниципальных и региональных поэтических конкурсов и конкурсов чтецкого мастерства. Наших поэтов хорошо знают и любят Почетные граждане Ангарска.
Гимназический опыт (опыт взаимопонимания, совместного действия) помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Передача этого опыта происходит всей атмосферой, укладом жизни гимназии, нормами, по которым она живет. И именно от нас, взрослых – педагогов, родителей, - зависит какой опыт ребенок присвоит себе.
Как сформировать в нем нравственные патриотические чувства, ценности здорового и безопасного образа жизни, экологическую культуру?
Ответ есть – личным примером!
«Детям нужны не поручения, а примеры».
И у нас такие примеры есть: это педагоги, которые помогают осваивать не только учебный материал, но и по личной инициативе, не требуя дополнительной оплаты и вознаграждений, организуют взаимодействие с обучающимися, могут научить общаться, преодолевать трудности, дружить, любить, Жить!
Я верю, гимназисты никогда не забудут:
- парламентские ночи (и сейчас в анкетах просят продолжить эту традицию);
- волонтерские добрые дела: шефство над Домом ребенка, над ветеранами ВОВ, подарки солдату, помощь бездомным животным и др. И все это Л.А.Степанова по собственной инициативе;
- поездки в театры, экскурсии по городу, в библиотеки – встречи с интересными людьми, Н.М.Хвойнова;
- субботний кафетерий 10-х классов у Сидорук О.Н.;
- поездки на турбазу, походы, клуб выходного дня, походы в кинотеатр – это восьмиклассники, с ними классные руководители И.В.Рыбаченок, В.Л.Шабалин; Т.Н.Москаленко; десятиклассники, классные руководители Грищенко Л.Н., Сидорук О.Н.
- совместные дела взрослых и детей в 5-х, 6-х классах М.Г. Клабукова, О.В.Бородулина, Е.В.Чудинова.
Только при взаимном соответствии содержания гимназической жизни (связанной с тем, как учитель понимает цели образования вообще, и гимназии в частности) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к гимназии как к институту социализации. Рассогласование этих составляющих может способствовать формированию «двойной морали», отрицанию нормативного поведения вообще, социальной апатии. Сегодня пришло время говорить и об этом.
Примером двойной морали может служить отношение к домашнему заданию на уроке. Мы требуем безукоризненного выполнения домашнего задания от ученика на уроке, а сами часто задаем это задание после звонка в спешке, без комментариев, не продумав дифференцированный подход, а значит – сами недостаточно хорошо выполнили свое домашнее задание. Говорим о личностно – ориентированном подходе в обучении и воспитании, но, порой явно выражаем неприязнь к ученику за опоздания (выставляя за дверь из класса, не выясняя причин), ведем уроки на повышенных тонах, отказываем в помощи при подготовке проектов, забыв о собственном самолюбии, о собственной репутации (защита проектов восьмиклассников хорошо показало это), да это были не лучшие учащиеся 8-х классов, при подготовке к экзаменам.
В соответствии с требованиями новых стандартов достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Но не стоит верить тем, кто говорит, что личностный результат учащегося не оценивается баллами. Он обязательно оценивается в каждом предметном результате, потому что складывается из ответственного отношения к учебе и уважительного отношения к делу, стремления к постоянному развитию и совершенствованию, из тезиса «уметь учиться», который ребенок пронесет через всю свою жизнь, если, конечно, ему будет, с кого брать пример.
Личностные результаты являются предметом оценки эффективности воспитательно–образовательной деятельности гимназии, предметом оценки нашей с вами репутации.
Вот почему это стало темой семинаров и круглых столов, которые прошли в этом учебном году:
- Творческие семинары:
- «Что «Y» хорошо, то «Х» … (Теория поколений) Психология современного подростка»;
- «Оценка достижений личностных результатов учащихся начальной школы».
- Круглые столы:
- «Профессиональный стандарт – инструмент оценки качества работы педагога» (обсуждаем модельный кодекс профессиональной этики педагога).
- «Опыт осуществления сотрудничества классного руководителя с семьей гимназиста».
- «Портфолио – способ оценки личностного результата обучающегося.
- «Портфолио учителя – оценивание профессионального развития педагога».
- «Оценка достижений личностных результатов освоения образовательной программы в работе педагогов дополнительного образования».
Надо помнить, что воспитательное взаимодействие педагога и ребенка строится иначе, чем передача знания или формирование учебного умения.
Воспитание – это всегда обращение к мотивационно – ценностной системе личности, оно невозможно без воодушевления, доверия, сотрудничества.
Необходимо помочь ребенку не просто приспособиться к окружающему социуму, а личным примером научить его взаимодействовать с окружающими, помогать младшим, сотрудничать с ровесниками, уважать старших, чтобы он мог определяться в социуме самостоятельно.
В масштабе страны отсутствие устойчивой системы ценностей у молодых людей, несформированность социального статуса личности, социальной зрелости ведет к многочисленным проблемам:
- ухудшение состояния здоровья детей и подростков (в среднем по России лишь 10% выпускников могут считать себя совершенно здоровыми);
- проблемам нравственного воспитания (популярны идеи потребительского отношения к жизни);
- проблемам культуры современной молодежи (проблема досуга – интернет зависимость, низкий уровень речевой культуры при общении в интернете и вообще).
Негативные тенденции отмечаются и у нас в гимназии:
- нарушение правил внутригимназического распорядка: внешний вид старшеклассников, ненормативная лексика у некоторых гимназистов, грубость по отношению к учителю, к техперсоналу (есть примеры в 6-х классах, в 8-х), курение;
- есть правонарушения гимназистами в общественных местах;
- нарушение взаимоотношений в классных коллективах;
- конфликты учащихся с педагогами. Это единичные случаи, но они есть.
Все то, чем болеет современное общество, переносится в стены школы. Как от этого защититься? Не расслабляться.
В гимназии целенаправленную деятельность по минимизации рисков негативного влияния социума на еще не неокрепшую личность подростка проводит Совет профилактики. На сегодняшний день на учете в гимназии осталось 3, было 17 учащихся. Это результат огромной работы не только с подростками, но в первую очередь с их родителями. Мы способны заложить прочный фундамент, состоящий из личностных качеств, необходимых ребенку для уверенности в себе, для полноценной жизни в обществе, используя весь потенциал гимназии. Есть ли у нас для этого ресурсы? Да! Наши ресурсы: Его величество Урок! Большую часть жизни ребенок проживает на уроке. Его величество Учитель! Педагог! Повышение педагогического потенциала – главная задача.
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» (Уильям Артур Уорд).
Любимый учитель! Многие люди помнят своего любимого учителя всю жизнь. Самым лучшим в жизни учителем становится тот, кто меняет взгляд учеников на жизнь, кто позволяет им раскрыться и мотивирует на свершения.
Почему так происходит, что к одним учителям дети на урок идут с удовольствием, предвкушая совместное общение и интересную работу, а уроки других не вызывают в душе ребенка никаких эмоций?
Уважаемые коллеги, кого из своих учителей вы помните по фамилии, имени, отчеству? Всех? Или только тех, кого любили и запомнили на всю жизнь?
Радостно осознавать, что наши выпускники встретили в своей жизни настоящего Учителя именно в гимназии (и не одного!). Учителя, который повлиял на формирование личности.
Вот отзывы наших выпускников. Пишут обо всех учителях, но обратите внимание, почему я останавливаюсь на отзывах о некоторых. В чем истина?
Беломестнова Екатерина 11»А»
Хвойнова Наталья Михайловна.
Хочу сказать спасибо за то, что дали мне путевку в жизнь! Вы не просто хороший учитель, но и прекрасный , чудесный человек. С пятого класса вы вели нас и оставили множество приятных воспоминаний. Лично для меня, Вы всегда были не только учителем, но и тем, с кем я могла поговорить, обсудить свои проблемы и поделиться переживаниями и радостями. Спасибо Вам за то, что Вы привили мне любовь к чтению и литературе. С помощью Вас я успешно выступала на олимпиадах, была более развита духовно, и стала мыслить свободнее. Спасибо Вам за Вашу улыбку на уроках, Ваши шуточки и наши любимые фразы «Хохотали, веселились, получили, прослезились», «Бум в колокол, а звона нет». Вы действительно прекрасный учитель и человек, за все мои годы обучения в гимназии Вы мой любимейший учитель.
Пуляевская Марина
Москаленко Татьяна Николаевна
Дорогая, замечательная наша Татьяна Николаевна!!!
Вот и пришло время расстаться. Хотелось бы Вам сказать огромное спасибо за то, что вы появились в жизни нашего класса и моей жизни. Вы просто потрясающий человек. Вы очень солнечная, добрая и всегда жизнерадостная. Я никогда не забуду Вас и Ваши уроки, ведь помимо того, что Вы объясняли нам темы и решали с нами задачи до последних сил, Вы еще старались ответить на мои множественные вопросы, за это спасибо Вам.
Исакова Татьяна
Асатурян Елена Сергеевна
Дорогая Елена Сергеевна, спасибо за ваши незабываемые уроки русского языка и литературы. Это словно ларец с драгоценностями. Каждый раз, приходя к Вам на урок, я никогда не переставала удивляться Вашей мудрости, чувству юмора, профессионализму. Вы дали огромный багаж знаний, а также систематизировали их. Теперь я хожу и поправляю всех безграмотных людей. А ведь этот уровень достигнут благодаря Вам. А Ваши уроки литературы – это будто целая жизнь. Сколько опыта и знаний. Спасибо Вам огромное!!!
Ковалева Татьяна
Асатурян Е.С.
Огромнейшее спасибо за ответственное отношение к делу и энтузиазм самому лучшему в мире учителю русского языка и литературы Елене Сергеевне, спасибо Вам за незабываемые и плодотворные уроки!
Беломестнова Екатерина
Шайхутдинова Лилия Михайловна
Несмотря на наши временами непростые отношения, я Вас уважаю и люблю. Хочу извиниться за свое ужасное поведение, за свои слова, за которые мне потом очень стыдно. Хочу сказать вам спасибо за то, что Вы всегда переживали за меня и поддерживали меня в трудные моменты. Спасибо Вам, за мои отличные знания по обществознанию, мне действительно интересен этот предмет и это Ваша заслуга! Хочу пожелать Вам терпения, побольше послушных учеников (а не то, что я) и конечно оставайтесь такой же доброй, приятной и умеющей выслушать и самое главное – Услышать.
Пуляевская Марина
Цыганков Александр Сергеевич
Дорогой Александр Сергеевич, я очень рада, что Вы были нашим учителем, хоть и недолгое время, но уроки Ваши были настолько запоминающимися, что иногда казалось, что Вы учите нас с самых малых лет! Самое приятное это то, что наши с Вами уроки всегда были чуточку неофициальными, мы с Вами часто шутили, разговаривали и советовались. Конечно же, я хотела бы попросить прощения у Вас за мои прогулы и все мои невыполненные домашние работы, ведь на самом деле это не важно. А важно то, что Вы и вправду помогли мне подтянуть мой любимый английский язык, я Вам обещаю, что буду учить его и дальше, и конечно же не без воспоминаний а Вас! Она же о уроках географии.
На географию я шла с легкостью и радостью, потому что знала, что там учитель понимающий и такой смешной и озорной, как и я. Спасибо за понимание, поддержку, за то, что никогда небыли к нам равнодушны. Я желаю вам здоровья, быть такой, какой мне запомнились. Вспоминайте ваших космонавтов.
Парамонова Наталья Андреевна
Уроки немецкого языка для меня особое время, с вами полюбила немецкий. Честно, я считаю Вас своей подругой, Вы такая клёвая! С Вами было весело, спасибо за перевод наших нелепых фраз и слов за «фэт кюе», за то, что с вами можно посекретничать. Желаю Вам понимающих коллег, чтобы доченька Вас радовала! Yhc liebe dich!
А что думают выпускники о гимназии?
Бахаев Андрей
Гимназия, ты стала для меня больше, чем просто школа. Ты подарила мне не только знания, но и верных друзей, мировоззрение, нравственные ориентиры, помогла мне обрести себя. Столько всего произошло в уютных стенах нашей школы, сколько людей приходило и уходило, внося свою лепту в жизнь школы. Хочу поблагодарить всех учителей за свой вклад в мою жизнь и терпение, но особенную благодарность хочется выразить Елене Владимировне, которая научила меня ответственности, и благодаря которой я имел честь остаться в 10 и 11 классах с очень интересными людьми. Также хочу поблагодарить Елену Сергеевну, которая научила нас мыслить и рассуждать о истинной любви и дружбе и, самое главное, объяснила что такое нравственность. Хочется также поблагодарить Лилию Михайловну, благодаря которой мы научились быстро воспринимать информацию и писать, объяснила, что такое закон и право, и которая, всегда старалась дать больше знаний, чем в учебниках и расширить нам кругозор в современном мире. Отдельную благодарность хочется высказать нашим вахтерам, уборщикам и охране, с которыми всегда можно поговорить и от души посмеяться, которые, работая за небольшую зарплату, продолжают улыбаться всем, кто нуждается в этом.
Я надеюсь, что на смену нам придут достойные люди, которые займут наши места и будут так же, как и мы отстаивать честь и имя гимназии.
Егорова Алена 11А
Я хотела бы выразить благодарность всем учителям Гимназии №1. Я пришла учиться в гимназию в 9 классе, но за эти 3 года вы стали для меня очень родными и близкими людьми, вы многому меня научили, были рядом в трудные моменты и верили в меня. Спасибо вам за вашу заботу, за ваше терпение, за понимание и советы.
Принять и полюбить дитя «чужое»,
Частицу своего тепла не пожалеть
Способно сердце терпеливое, большое,
Которому дано других согреть.
Таких сердец, на самом деле много-
Почти у каждого такой учитель был,
Который ласково встречал у школьного порога
И с нами вместе в нашем детстве жил!
Я в благодарность за уроки жизни
Склоняю низко голову свою,
Среди профессий, обществу полезных,
Учительству я сердце отдаю!
Спасибо вам за все, мои родные, вы навсегда останетесь в моем сердце, я вас никогда не забуду!!!
А вот выпускники 2017г.?
Им заданы вопросы: Каким должен быть урок? Назвать лучших учителей.
Сначала об учителях.
Лучшие
11Акл.: Е.С.Асатурян, И.Н.Фалилеева, И.И.Журавкова, О.Н.Сидорук.
Все
Есть и такое мнение: заменить некоторых учителей.
11Б класс: Е.С.Асатурян, И.Н.Фалилеева, И.С.Щербакова, И.А.Кучина, Н.А.парамонова, Т.В.Панюшева, Ф.Д.Есаулова. Мнение большинства – все лучшие.
Пишут – каким должен быть учитель: справедливым, строгим, с чувством юмора, должен быть другом, конечно же, профессионалом – привлечь внимание к своему предмету, но ни каждый может это сделать.
Тогда каким должен быть урок?
«Для того, чтобы уроки проходили продуктивно, необходимо: во – первых, энтузиазм учителя, который обязательно передается ученикам; во – вторых, заранее составленный учителем план урока; в третьих, и это самое важное, налаженный контакт учителя со всеми учениками в классе, а не только с теми, кто лучше всех мотивирован и хорошо понимает предмет. Учитель обязательно должен уделять внимание каждому». «Урок зависит от учителя. Он должен быть интересен как личность, уметь, а главное – хотеть зажечь интерес к своему предмету, не быть однообразным, скучным, чересчур придирчивым. Вот простой рецепт счастья для ученика и учителя».
А вот мнение ученого. «Урок есть часть предмета, предмет есть часть науки, наука связана с практикой, и если после урока нет углубления в форме клуба, лабораторных занятий, творческих студий, индивидуального взаимодействия педагога и ребенка, практической профессионально ориентированной деятельности, то механически подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки не удастся».
В.М.Лизинский
Урок должен иметь продолжение во внеурочной деятельности.
Ребята, отвечая на вопрос: «Какие гимназические дела имеют большое значение для твоего личностного роста?» - отвечают:
- гимназические праздники (в этом учебном году: юбилей гимназии, Ярмарку, КВН);
- конкурсы: чтецов, «Ученик года»;
- турслет;
- еще и в этом году отмечают открытие галереи к Юбилею Победы;
- волонтеры получают огромное удовлетворение от сотрудничества с Домом ребенка, Детским домом…
- особое внимание уделили старшеклассники проектной деятельности и профессиональным пробам.
В этом учебном году мы завершаем работу по реализации программы развития гимназии «Открытая гимназия», которая явилась продолжением программы «Социализация личности гимназиста посредством формирования ключевых компетентностей».
Проблема социализации личности вечная. И в новой программе она найдет свое отражение.
Меняется жизнь, меняются ориентиры, значит должны меняться содержание, формы деятельности, подходы к решению проблемы социализации: дети сами выбирают интересные, полезные, нужные в будущем дела. Именно ими должна быть насыщена гимназическая жизнь ребенка. А это, уважаемые коллеги, зависит от нас. Очень ответственные и важные задачи предстоит решить нам в ближайшие 5 лет
Какая роль отводится в этом сценарии педагогу? Педагог представляется детям взрослым по возрасту и некоторому жизненному опыту, но готовым наравне с детьми к самопознанию культуры и самого себя. Только такая позиция педагога в процессе социализации учащегося предполагает взаимодействие с ним и сотрудничество. Организуя воспитательный процесс, такой педагог не будет озабочен созданием каких – то особых, имитирующих реальную жизнь условий, а все свои силы, время, творчество отдаст увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению мира естественных отношений.
А правда ли, что одни учителя лучше, чем другие? На это вопрос отвечает Ричард Некбетт, автор книги «Что такое интеллект и как его развивать?»: «Да, - отвечает автор, - это так, однако дело здесь не в дипломах, сертификатах и ученых степенях».
Доказано, что в классах, где учитель оказывает ученику не только учебную поддержку, но и эмоциональную, качество образования учеников выше. Эмоциональная поддержка представляет собой благоприятный эмоциональный климат в классе, эффективную работу, подразумевающую вовлеченность детей, отсутствие дистанции между учителем и учениками, а так же излишнего чрезмерного нажима. Эмоциональная поддержка!
Сегодня с уверенностью могу утверждать, что в гимназии в основе воспитания и успешной социализации лежит принцип педагогического оптимизма.
Авторство этого принципа принадлежит А.С.Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гимназических систем. Он декларирует, во – первых, подход к каждому воспитаннику, как говорил А.С.Макаренко, с «оптимистической гипотезой», то есть доверие ему, несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки и отрицательное поведение.
Во – вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, не «перевоспитывать», а искать достоинства, давать ребенку пережить радость пусть маленького, но успеха, удовлетворения собой, гордости. Настоящее воспитание – это «культивирование» достоинств, а не «выкорчевывание» недостатков. По такому принципу с полной отдачей работаю учителя начальных классов, педагоги – психологи. Если вы учите ребенка и у него возникают проблемы, а вместо поддержки он слышит ваше неодобрение («лентяй», «глупый», «когда ты поумнеешь?» - это из анкет наших учеников – еще мягко сказано), будьте уверены, при таком подходе он никогда не достигнет успехов в вашем предмете. Более того, он его возненавидит, а себя станет считать неспособным и глупым. И с этим ему предстоит жить. Даже если во взрослой жизни такой человек проявит недюжинные способности в чем – то другом и добьется высокого положения, ему будет очень трудно справляться с неуверенностью в себе, заложенной равнодушными педагогами в детстве.
Можно перепробовать множество различных форм и методов работы, но не добиться желаемых результатов. И дело не в «неспособности» ученика, а в нашем к нему отношении. И все, о чем, я только что сказала, для всех нас не ново, тем не менее, обсуждение и принятие модельного кодекса профессиональной этики педагога стали для всех нас необходимостью.
Воспитать личность может только личность.
Самые лучшие педагоги добивались блестящих результатов в обучении не только из-за новаторских методик, а благодаря безусловной любви и чуткости к детям. Без любви все – ничто.(Асатурян, Хвойнова)
Личностный результат – это самый главный результат, который должен быть сформирован в школе. Если мы делаем ставку на формирование личностного результата, обязательно повысится и качество образования в целом. Именно этот признак, как основной, должен быть заложен в новую программу развития гимназии.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким он станет человеком». В.А.Сухомлинский.
Обновлено (19.06.2017 05:35)