Программа воспитания и социализации
Авторская педагогическая разработка
«Я - АНГАРЧАНИН»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ
(выборка из программы)
1. Актуальность программы
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом. Процесс социализации в общество не может проходить только в положительном ракурсе. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких границ. Потоки информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино оказывают на подростка воспитательное и социализирующее воздействие, не всегда позитивное, подростковая среда, социальные сети: «В контакте», «Одноклассники», «Fasebооk» и другие часто подменяют собой приоритетные человеческие ценности и доминируют в процессе развития и воспитания. В современных условиях осуществления ведущей деятельности подростка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в гимназии (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне ее (хаотичность, смещение культуры в сторону молодежных субкультурных движений таких как металлисты, рокеры. байкеры, панки, эмо, straight edge, готы, рэпперы, скинхеды, гопники и т.п.), что меняет структуру мышления подростков, влияет на их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни. Мнимая свобода, изолирование от проблем, которыми живут взрослые, создает иллюзию социализации, нарушает процессы взросления. Подросток становится агрессивным, циничным, грубым, скрывая за этим подчас одиночество, страх, неуверенность в себе и окружающих его людях. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.
Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа духовно-нравственного воспитания гимназистов «Я-АНГАРЧАНИН» способствует приобщению обучающихся гимназии к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизации межличностных отношений учителей и учеников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, толерантности, внимания, доброты.
Главная задача гимназии
Создание педагогических условий для нравственного воспитания подростков, формирования ключевых компетентностей, социализации в процессе образовательной деятельности. (Духовность – развитое самосознание личности, способной к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремление к истине, правде, добру, красоте.) через:
· Формирование системообразующей теоретико-практической базы для сознательного управления учащимися своим развитием
· Направление процесса самовоспитания, саморазвития
· Помощь учащимся в осознании и принятии цели и содержания школьного обучения и воспитания в условиях новых государственных стандартов
· Организацию рефлекторной деятельности учащихся, приводящей к появлению микро- и макропрограмм работы над собой
· Ознакомление с практическими методами и приемами своего духовного и физического развития, самосовершенствования
· Формирование нравственно – этических ценностных норм, социальной активности, гражданственности.
· Привитие оптимистического мировосприятия и обретения ценностей, смысла жиз
Цель программы воспитания и социализации гимназистов «Я - АНГАРЧАНИН»: создание условий для гармоничного духовного развития личности учащегося; формирование принципов нравственности и патриотизма на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
Модель личности педагога:
· педагог принимает гуманистические ценности как личностно-профессиональные, имеет гуманистическую педагогическую позицию
· педагог знаком с ценностями мировой культуры
· педагог обладает положительной "Я - концепцией"
· педагог способен к саморазвитию и творчеству
· педагог обладает способностями эмпатии, перцепции, креативными, коммуникативными и организаторскими способностями, толерантностью.
Основная базовая национальная ценность – Учитель, объединяющий в себе нравственный пример гражданина России.
Все это обеспечивает организацию педагогических условий и воздействий на формирование психофизиологических процессов, становление личностных потенциалов и стимулирование дополнительных факторов развития личности.
Выпускник гимназии это:
Осознающий
- Собственную самоценность
- Принятие знаний как ценности
Умеющий
- Заниматься самосознанием и самообразованием
- Осуществлять выбор и решать социальные проблемы
- Жить и работать во благо Отчизны
Способный
- К самоактуализации, самореализации и самоопределению
- Планировать свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями
Имеющий
- Богатый внутренний мир, духовность, рефлексивные способности
Готовый
- К межкультурному взаимодействию
Открытый
- К иным культурам, ценностям, взглядам
ВЫПУСКНИК гимназии - это свободный человек, способный жить в условиях демократии, самоопределяющийся по отношению к окружающей действительности, компетентный в различных областях науки, признающий права и убеждения других людей, соответствующий уровню сформированности ключевых компетентностей выпускников гимназии.
Авторская педагогическая находка - «Классный годовой проект» в котором объединяется совместной идеей и проектной деятельнрстью все классы на параллели.
Такая совместная проектная деятельность - является эффективным методом освоения учащимися основных социальных навыков, практических умений в области экономики, политики и социальных отношений.
Первичные навыки социального проектирования учащиеся получают во время деловых игр ученического Парламента, Парламентской ночи, работая в разновозрастных группах. Темы проектов посвящены истории нашего города, области, интересным людям, социально-незащищенным гражданам нашего города. При этом для ребят возникают новые нестандартные условия, которые побуждают ребят выбирать наиболее адекватную линию своего поведения, искать способы решения, выходить из нестандартных ситуаций. Создание разновозрастных групп позволяют учащимся через общение передавать имеющийся жизненный опыт, получать навыки общения и взаимодействия друг с другом. Используя проектирование, учащиеся приходят к переосмыслению восприятия действительности, приобретают знания в социальной практике. Реальность работы над проектами, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают ребятам осознать, что знания не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Формируются необходимые ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные.
Итоговое мероприятие в работе по проекту: «Ангарский квест», который включает в себя 3 этапа
1. Презентация классного годового проекта (по каждой параллели и по каждому классу)
2. Интеллектуальная краеведческая викторина на знание истории Ангарска, истории Иркутской области (викторина включает в вопросы, касающиеся
3. "Ангарский квест" - во время которого ребята ориентируются на местности, узнают историю родного города, повторяют правила дорожного движения и т.п. Этапы квеста разрабатывают и проводят старшеклассники?
Проект «Шефство» (учащиеся младших классов; ветераны ВОВ; инвалиды; одинокие пожилые люди и т.п.) в 7 – 9 классах позволяет учащимся сформировать ответственность, видение проблем другого человека, активизирует инициативность и социальную активность. Социум нашего учреждения включает в себя такие учреждения как областной детский дом, дом Малютки, интернат для детей – сирот №7, дом Ветеранов, Комитет ангарских женщин, Комитет солдатских матерей, Совет ветеранов. Сотрудничая с данными учреждениями ребята учатся отзывчивости, состраданию. Шефская деятельность позволяет учащимся сформировать свою гражданскую позицию.
Для того, чтобы развить у учащихся демократические навыки, помочь им стать полноценными гражданами нашего общества, следует выйти за рамки гимназии, для того, чтобы увидеть нашу жизнь, понять и принять историю нашего государства, приобщиться к культуре и традициям своей малой Родины, стать носителем этой культуры.
Одним из факторов социализации определяем погружение в изучение историю своего города, края, приобщение к культуре, традициям сибиряков с целью формирования духовно - нравственн
Мониторинг процесса воспитанности гимназистов.
Теоретический потенциал. Компетентность, способность организовать дело и проявить волю в его реализации при сохранении нравственности и порядочности - вот ведущие факторы профессиональной карьеры молодежи и социально-экономического развития нашего региона. В этой связи определенной идеологической основой работы с подрастающим поколением может служить признание ценностей сибирского характера и необходимости их сохранения и развития. Таким образом, сибирский характер мы рассматриваем как социальный гражданский характер. Поэтому обновление программы воспитательной работы в гимназии становится актуальным.
Воспитанность – интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека
Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.
Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения.
Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса.
Среди множества подходов к определению воспитанности на основании анализа научных разработок (Лихачев Б.Т., Мальская Т.Н., Радионова Н.Ф., Божович Л.И. Васильева З.И., Конникова Т.И. и др.), мы выделяем следующее содержание:
1) Показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств прямо пропорционален модели выпускника учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров выделяем отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, малой и большой Родине, здоровью, прекрасному, природе, к самому себе.
2) Показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; самоорганизация и саморегуляция, в целом поведение воспитанников.
3) Направленность гимназического образования в русле компетентностного подхода обуславливает определение в качестве результатов воспитанности гимназиста следующее:
· Способность к самовоспитанию, самореализации и самосовершенствованию
· Способность ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.
· Способность решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).
· Способность решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).
· Способность решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
4) Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинять вред испытуемым.
5) Максимальная включенность педагогов в диагностический процесс.
В зависимости от внешней регуляции, внутренней саморегуляции нами выявляются разные уровни воспитанности.
Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще не устойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Для среднего уровня характерны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё не вполне сформулирована.
Признак высокого уровня – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ результатов диагностики. Они могут осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, степени защищенности личности в коллективе, авторитета классного руководителя, взаимоотношений педагога с родителями и др.
Анализ воспитанности гимназистов позволяет:
Конкретизировать цели воспитательной работы
Дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности
Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника
Обосновать выбор содержания и методов воспитания
Соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным
Спрогнозировать близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельности
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Предполагаемым результатом программы духовно-нравственного воспитания гимназистов «Я - АНГАРЧАНИН»
является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Обновлено (08.09.2018 16:06)