Get Adobe Flash player
Гимназия Документы Отделения Клубы Страница директора Научно-методическая работа Воспитательная работа Полезные советы Расписание Галерея Новости Главная
razd.jpg
Главная Полезные советы Домашние задания для родителя и ребенка

postheadericon Домашние задания для родителя и ребенка

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома.

Если домашние задания - тяжкая повинность

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.

Подумайте, какие варианты решения проблемы могли бы вам помочь?

В конце концов, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и валидола.

С чего начать ?

1. Объясните ребенку, что это он учится в школе и домашнее задание задают ему, а не вам. Но вы будете рядом и, если он не справится, поможете.

2. Обеспечить режим дня: привычка садиться за выполнение домашнего задания  в одно и то же время поможет снять раздражение и ускорит выполнение заданий. Режим вашего ребенка необходимо составить вместе с ребенком, (если надо, на каждый день недели), он должен быть помещен  на видное место. За соблюдение режима – поддержка и поощрение.

3. Обсудите с ребенком, с какого предмета он хотел бы начинать домашнее выполнение,  с легких или трудных заданий.  Если ребенок  начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

4. Обеспечить условия работы:

привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

5. Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Но поначалу вам придется позаботиться об этом: научить и контролировать (хвалить за правильную подготовку пособий).

6. Понаблюдайте за ребенком: с чем именно  не справляется ребенок, с какими вопросами обращается за помощью. В зависимости от проблемы принимайте меры.

Если:

- Ребенок не может понять инструкции вообще, вместе обсудите с ребенком инструкцию: что надо сделать? Как ты это понял? Что сначала? Как проверишь?

-Ребенок не знает конкретных правил, необходимо закрепить с ним правило решения задачи или правописания.

-Ребенок обращается только с трудными заданиями, окажите помощь, похвалите, что ребенок любит головоломки и все делает сам.

-Ребенок обращается только по одному предмету, выясните, нет ли пробелов в знаниях по данному предмету. Возможно, нужна помощь специалиста – предметника.

-Ребенок обращается за помощью, не начав читать задание? Задайте себе вопрос: почему? Ребенок хочет общаться с вами, так как вы уделяете ему мало внимания? Пересмотрите свое общение с ребенком.

Ребенок несамостоятелен, так как все решаете за него вы, а он не имеет ни поручений, ни права на ошибку? Развивайте самостоятельность ребенка.

Задания в учебнике постоянно слишком трудны для вашего ребенка? Недостаточно развиты сообразительность или не хватает кругозора? Обратитесь к психологу, он подскажет как развить память, мышление, речь, воображение, научит более легким способам  заучивания материала.

7. Проверять выполнение своей работы ребенок  будет поначалу с вашей помощью. Учите его умению себя контролировать. Сначала научите его готовить рабочее место и проверить его готовность. Затем научите ребенка проверить: заглянуть в дневник и проверить, то ли задание выполняет, в полном ли объеме, всю ли инструкцию выполнил? Учите сравнить выполнение с образцом, с заданием. Учите сравнивать каждый элемент.  Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.

Как развивать самостоятельность

при выполнении домашних заданий

Первый этап. Вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы. Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Домашние задания и хорошее настроение

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
  • вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
  • не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
    • в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
    • определите свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности. Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

      Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности (особенно, если ребенок плохо умеет читать).

      Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Памятка для гимназиста, выполняющего домашнее задание

  1. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
  2. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения  каждого задания.
  3. Убери со стола всё лишнее- то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, всё убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
  4. Между уроками делай перерывы.
  5. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
  6. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
  7. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о  ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
  8. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным по смыслу.
  9. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.
  10. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
  11. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем ты лучше умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка. Используй правило трех «П»:

1 П – Просмотри текст (бегло).

2 П – Придумай к нему вопросы.

3 П – Пометь карандашом самые важные места.

4 П – Перескажи текст.

5 П – Просмотри текст повторно.

Желаю интересно изучать школьные предметы и дома!!!

Ваша психолог Герасимова Татьяна Васильевна

 
Ulti Clocks content
Счётчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter Сегодня 189
mod_vvisit_counter Вчера 188
mod_vvisit_counter За неделю 377
mod_vvisit_counter Прошлая неделя 2195
mod_vvisit_counter Месяц 5064
mod_vvisit_counter Прошлый месяц 6796
mod_vvisit_counter Всего 363687

Online (20 minutes ago): 11
Ваш IP: 207.241.231.151
MOZILLA 5.0,
Дата: Дек 20, 2016
...