Министерство образования Иркутской области
«Федеральный институт педагогическ их измерений»
Телефон горячей линии
Телефон горячей линии 8(3955)560580
Социальные сети «Персей», чтобы быть в курсе всех мероприятий:
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением; ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:
И для этого предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три уровня.
Правила, которые могут использовать родители для развития самостоятельности у ребенка:
Правило 1. Формируя самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу.
Правило 2. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Правило 3. Предоставьте ребенку возможность самому найти себе занятие, и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Правило 4. Поддерживайте режим дня. Учите планировать деятельность, предоставив ребенку выбор.
Правило 5. Самостоятельность всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. и не означает полной свободы действия и поступков.
Правило 6. Важно учитывать индивидуальные качества ребенка. Результат достижений всегда индивидуален.
Самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, и в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей, это воздействие становится все менее и менее открытым.