Версия для слабовидящих
Новости школы
Полезные ссылки

«Я - АНГАРЧАНИН» ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ

 

«Утверждена»

протокол №2

педагогического совета

«30» августа 2019 г.

 

                                                                               Авторская педагогическая разработка

                                                                                            «Я  - АНГАРЧАНИН»

                                                    ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ

 

 

Авторы разработки:

Степанова Л.А.

заместитель директора по УВР,

МБОУ «Гимназия №1»

Дьячкова Е.В.

заведующая СПС

МБОУ «Гимназия №1»

Грищенко Л.Н.,

преподаватель немецкого языка,

классный руководитель 6 «в» класса

МБОУ «Гимназия №1»

 

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, научных исследований в области развития и воспитания личности школьников. Программа построена на базовых национальных ценностях российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на реализацию миссии системы образования, изложенной в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

При разработке программы под основополагающими понятиями коллектив гимназии понимает:

  1. воспитание – составляющая процесса образования, ориентированное на духовно-нравственное развитие учащихся на основе системы духовно-нравственных ценностей;
  2.  духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
  3. воспитание создает условия для социализации (в широком смысле) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком смысле социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение учащимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения.

Программа содержит разделы в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, описание ценностных ориентиров;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры учащихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации учащихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации учащихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности,  а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,  профилактику вредных привычек, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования учащихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции  учащихся: объявление благодарности, рейтинг портфолио учащихся (9 кл.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся (отсутствие отрицательных показателей по линии МВД, ГИБДД)

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

 

2. Актуальность программы

 Вопрос воспитания и социализации подростков является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом. Современный подросток находится в беспредельном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких границ. Потоки информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино оказывают на подростка воспитательное и социализирующее воздействие, не всегда позитивное, подростковая среда, социальные сети: «В контакте», «Одноклассники», «Fasebооk» и другие часто подменяют собой приоритетные человеческие ценности и доминируют в процессе развития и воспитания. В современных условиях осуществления ведущей деятельности подростка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в гимназии (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне ее (хаотичность, смещение культуры в сторону молодежных субкультурных движений таких как  металлисты, рокеры. байкеры, панки, эмо, straight edge, готы, рэпперы, скинхеды, гопники и т.п.), что меняет структуру мышления подростков, влияет на их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного  мировоззрения, потребительского отношения к жизни. Мнимая свобода, изолирование от проблем, которыми живут взрослые, создает иллюзию социализации, нарушает процессы взросления. Подросток становится агрессивным, циничным, грубым, скрывая за этим подчас одиночество, страх, неуверенность в себе и окружающих его людях. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.

Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.

Обеспечение развития,  воспитания и социализации личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом воспитание и социализация  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

 Программа воспитания  и социализации гимназистов «Я-АНГАРЧАНИН» способствует  приобщению обучающихся гимназии к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизации межличностных отношений учителей и учеников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, толерантности, внимания, доброты.

3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Формирование личности учащегося, способной к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в социально-значимой деятельности и духовно-нравственной сфере.

Задачи:

  1. создание комфортной психолого-педагогической среды, содействующей развитию и реализации учебных и творческих способностей воспитанников и обучающихся
  2. развитие ученического самоуправления, через включение в социально-значимую деятельность
  3. создание в   гимназическом сообществе территории здорового образа жизни
  4. формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику города Ангарска и Иркутской области, потребности учащихся и их родителей (законных представителей);
  5. приобщение учащихся к культурным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  6. формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
  7. приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям, стимулирование учащихся к участию в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
  8. организация участия учащихся в деятельности организаций; занимающихся экологическими проблемами, в экологическом просвещении, родителей, населения; формирование моделей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
  9. формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде  употребления алкоголя и табакокурения;
  10. профессиональная ориентация учащихся; в том числе через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, совместную деятельность учащихся с родителями (законными представителями);
  11.  организация систематических занятий физической культурой и спортом, моделей рационального здорового питания.
  12. привитие оптимистического мировосприятия. способствующего обретению духовно- нравственных ценностей,  самореализации, поиска смысла жизни, ясных лелей пребывания в гимназии и после ее окончания.
  1. Направления деятельности, содержание, виды деятельности и формы  (индивидуальные и групповые) занятий с учащимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации  (5-9 классы)

 

      Главная ценность – ребенок. Принятие ребенка как данности, сопровождение его по всем возрастным ступеням с целью оказания необходимой поддержки, передачи жизненного опыта, введения в мировую культуру с целью освоения и присвоения общечеловеческих ценностей, познания и понимания фактов и событий реальной жизни.

     Ключевой идеей программы можно считать отношение к миру и вхождение в мировое пространство через формирование социально-активной личности, личностное становление:

 

  • воспитание выступают как единая гармоничная среда развития личности
  • воспитание будет  эффективным, если будет обоюдная  заинтересованность всех участников образовательного и воспитательного пространства
  • воспитание будет эффективным, если оно носят целостный характер, яркое и  запоминающееся, основано на творческом содружестве единомышленников
  • воспитание будет эффективным если оно будет носить системный характер.

 

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уваже­ние культур и народов).

 

 

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Общее представление о политическом устройстве российского государства, о ключевых ценностях современного общества России; системные представления об институтах гражданского общества и о возможностях участия граждан в общественном управлении; понимание и одобрение правил поведения в обществе;  осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; системные представления о народах России, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Любовь к России, своему краю, своему народу, гражданское сообщество, поликультурный мир, свобода  личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов.

Патриотизм, человечество

Подпрограмма «Гражданин России»

Беседы о правах и обязанностях  граждан РФ, участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам, участие в спортивных мероприятиях, народных и военно-патриотической направленности:

«Школьный клуб» («Вепрь», «Подорожник», Дискуссионный клуб)

Проектная деятельность

Классный годовой проект

«Месяцы правового воспитания» (ноябрь, март)

  • Классные часы с участием специалистов ОП МВД ААМО
  • Викторины
  • Радиопередачи
  • Выставка плакатов «Имею право!»


 

Политико-правовой клуб старшеклассников: диспуты, дискуссии

 

Ученическое самоуправление

 

Управляющий Совете Гимназии

 

Тематические классные часы

 

Участие в молодежных программах

 

Участие в мероприятиях гимназии

 

Проектная деятельность

способность ученика ориентироваться в ключевых проблемах

современной жизни: экологических, политических,

 межкультурного взаимодействия и иных,    т. е. решать

аналитические проблемы; умение решать проблемы, связанные с реализацией  определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.);

 

 

 

  • Воспитание социальной ответственности и компетентности

 

Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная ком­петентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

 

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны

 ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Активное участие в улучшении жизни в гимназии;

Подпрограммы:

 «Дети-детям»

«Школьный клуб»

 

Недели добра. Участие во всероссийских благотворительных акциях.

 

Волонтерская деятельность

 

Социально - производственные практики старшеклассников

 

Классный годовой проект  - «Ангарский квест» - история города, области.

 

 

Делегирование полномочий на уровне класса

 

Распределение и выполнение обязанностей, поручений в рамках Ученического самоуправления

 

Участие в социальных проектах, программах гимназии, города

 

Участие в волонтерском движении

 

Проектная деятельность

 

Социальные и культурные практики

овладения средствами

общения со сверстниками и взрослыми; способность ученика ориентироваться в ключевых проблемах

современной жизни: экологических, политических,

 межкультурного взаимодействия и иных,    т. е. решать

аналитические проблемы; умение решать проблемы, связанные с реализацией  определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.); умение проявить гибкость в постоянно изменяющейся окружающей действительности;

умение работать в команде на общий результат;

умение решать определенные типы   коммуникативных задач.                                                                                                                                               

 

  • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этнического сознания

 

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение роди­телей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и вер­ность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред­ставление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религи­озного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).

 

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.

(СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ)

 

День Знаний – поднятие флага гимназии и флага города

«Посвящение в гимназисты»

«День учителя» - день самоуправления

Проект «Милосердие»:

«Рождественский подарок»

«Мы помним тебя, солдат»

«Школьный двор» - посадка аллеи выпускников

«Гвоздика» - поездка учащихся - лидеров классов к мемориалу «Вечный огонь» (в г.Иркутск)

«Рука другу» - шефство над детьми, оставшимися без попечения родителей

 

Классный проект 9 классов: «Край, в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, занимающимися исследованиями, изучением этно-культуры нашего края, занимающимися творческой деятельностью, художественными промыслами)

Классный годовой проект 6 классов: «Сравни свой город: прошлое и настоящее»  (мой любимый уголок Ангарска, мой любимый дворик, город моей мечты….в семейных историях, летописях и фотографиях)

Классный годовой проект 5 классов: «Путешествуй вместе с нами» (совместные с родителями поездки на турбазы, экскурсии, знакомство с музеями, центрами культуры, памятными местами нашего города)

«Парламентские игры» - проект по развитию коммуникативности, лидерству, креативности.

Участие в самоуправлении класса, гимназии

 

Участие  работе клубов

 

Активность во внеурочной деятельности

 

Проектная деятельность

 

Социальные и культурные практики

 

 

бережное отношение к национальным традициям;

критичность по отношению к себе; сознательное принятие идеалов общества; умение ориентироваться в мире духовных ценностей;

отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

 

 

 

 

 

 

  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жиз­ни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, ин­теллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл тру­да, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор про­фессии).

 

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.

(ТРУД И ТВОРЧЕСТВО, НАУКА)

 

День самоуправления.

 

«Ученик года» (гимназический конкурс)

 

«За страницами твоего учебника» - гимназическая научно-практическая конференция

 

«Что? Где? Когда?» - командные состязания эрудитов (по параллелям)

 

Дежурства классов по гимназии.

 

Классный годовой проект   9 -11 классов: знакомство с профессиями, предприятиями, изучение спроса на профессии; знакомство с людьми, достигшими успехов в профессиональной деятельности,  внесшими свой вклад в развитие города, области.

 

 

Социальные и культурные практики, обещественно - значимые дела, акции, проекты, благотворительность.

 

Трудовая деятельность, связанная с учебными  занятиями (уроки труда и кружки по трудовому воспитанию: «Оригами», «Креатив»)

 

Общественно — полезная работа (дежурство по классу, по гимназии, выполнение поручений)

 

Производственные практики (10-11 кл.)

 

Профориентация (9-10 кл.)

 

Социальные проекты

 

 

Формирование когнитивной компетентности: умение выявить закономерности, лежащие в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни; сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции; критичность мышления;

развитое самосознание; умение запрашивать различные базы данных, создавать свои собственные приемы обучения;

 осмысленность жизни, построение временной перспективы, наличие жизненных целей; самостоятельность мышления, оригинальность.

 

 

 

 

 

  • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценно­сти: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, ду­ховное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопас­ный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; со­циальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).

 

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

(ПРИРОДА)

 

Волонтерская деятельность:

Пропаганда ЗОЖ через проведение презентаций, классных часов, радиопередач, изготовление

 

 и распространение листовок.

«Мы за здоровый образ жизни» - конкурс плакатов

Профилактика ДТД с участием детей:

Радиопередачи, конкурс плакатов: «Красный. Желтый. Зеленый», создание слайдовых презентаций.

Классные годовые проекты 8 -9 классов направленные на изучение экологической обстановки в городе, области.

Участие в субботниках
(9-11 классы)

 

Участие в муниципальных акциях экологического направления.

 

Военно-спортивные мероприятия им. А.А.Деревцова:

Конкурс «Вперед, мальчишки!» 5-8 классы.

«Мы будущие защитники Отчизны» - 9 классы

 

Научно-исследовательская деятельность

 

Олимпиады

 

Социальные и культурные практики, обещественно - значимые дела, акции, проекты, благотворительность

 

Просветительские мероприятиям

 

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

 

 

Проведение радиопередач, создание презентаций

 

Классный годовой проектами

 

Походы, путешествия, экскурсии

 

Семейный отдых с выездом «на природу»

 

Субботники, экологические десанты

позитивная  мотивация учения; ответственность; стремление к реализации себя в деятельности

способность к самообразованию, самоуправлению  в учебной и социально значимой деятельности, умение организовать свою работу.

«Интервальный  локус контроля» по отношению к жизни.

Способность к самовоспитанию и саморазвитию.

 

 

    

                                                                                                                         

 

 

 

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической куль­туры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовы­ражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

 

Содержание

Формы индивидуальной и групповой  работы

Формы педагогической поддержки социализации обучающихся

Планируемый результат

Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности. (ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА)

 

«Посвящение в гимназисты»

 

«Союз волшебных звуков, чувств и дум» - отчет творческих коллективов художественно-эстетического отделения гимназии

 

Литературно-музыкальные гостиные (для учащихся 7-11 классов)

Библиотечные уроки для 5-8 классов

«Мисс – гимназия» - конкурс выявления талантливых девушек (7-10 классов)

Новогодний КВН

Новогодние утренники (театрализованные спектакли)

 

Творческая  деятельность: фестивали, конкурсы, концерты, организация и проведение праздников, акций

 

Художественно-оформительская деятельность

 

Организаторская деятельностью

 

Мультимедийные презентации,  радиопередачи, творческие проекты

 

 

сознательное принятие идеалов общества; умение ориентироваться в мире духовных ценностей;

отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

 

 

 

 

Таким образом выстраивается  воспитательная система формирующая личность гимназиста способного самосовершенствоваться, войти в контекст культуры мира с общепринятыми человеческими ценностями.

Основные  принципы:

  •    Следования нравственному примеру педагога
  •    Организация межсубъектного общения со "значимыми другими" - родителями, педагогами, друзьями
  •    Принятие  и осознание своей идентичности через восприятие и принятие «другого человека»
  •    Полисубъектности воспитания и социализации
  •    Совместного решения личностно и общественно значимых проблем
  •    Организация художественного квазиобщения  с носителями культуры, науки, и других сфер жизнедеятельности человека способствующих расширению жизненного пространства и усвоению действительности.

 

  1. ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПО КАЖДОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

 

В практике работы гимназии сформирован опыт реализации форм индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации, в том числе определяемых ФГОС ООО:

 «Дни открытых дверей» в качестве формы организации профессиональной ориентации учащихся могут проводиться на базе учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, техникумов и ВУЗов) и школы и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельном СУЗе или ВУЗе, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательном учреждении.

«Экскурсия» как форма организации профессиональной ориентации учащихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в учреждения профессионального образования. Экскурсии с центр занятости позволят учащимся самоопределиться с профессиями, востребованными на рынке труда.

«Предметные мероприятия» в качестве формы организации профессиональной ориентации учащихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение всего учебного года, содержательно данные мероприятия связаны с профессиями определенной предметной областью и содержит мероприятия, направленные на знакомство с миром профессий и профессиональными навыками, основы которых закладываются при изучении учебных предметов в школе. Мероприятия проводится по предметным областям, что заметно расширяет спектр профессиональных возможностей. Во время таких мероприятий можно показывать презентации проектов учащихся, проводить конкурсы знатоков по предмету/предметам, встречи с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

«Олимпиады» по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации учащихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся. Олимпиады по предмету стимулируют познавательный интерес.

«Конкурсы» проводятся с целью самоопределения учениками наиболее интересной и успешной для самореализации предметной области. Ученики могут стать зрителями конкурсов профессионального мастерства, проводимых в СУЗах и ВУЗах, что дает им возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете. Конкурсы можно проводить и по тематике современных, актуальных для экономики профессий, что значительно расширит представления ребят о разновидностях и содержании профессиональной деятельности.

В качестве актуальных для использования в практической работе форм также можно выделить:

Профориентационные тренинги и игры целью, которых является – в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развитие у подростков самостоятельности, ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии.

Деловые игры - создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они учат оптанта планировать время, ставить цели и их достигать,  лучше понимать, что такое доходы, расходы, а также знакомят с  начальными навыками управления финансами.

Взаимодействие с выпускниками гимназии  в частности с теми, кто в настоящий момент является  студентом или работодателем;

Создание информационных ресурсов по профессиональным учебным заведениям РК, актуальным профессиям. Оформление стенда по профоринтации, который призван помочь учащимся познакомиться с миром профессий, познакомиться с описаниями профессий, получить информацию о ВУЗах и колледжах города или области. Обращение в социально-психологическую службу гимназии где можно пройти профориентационное и психологическое тестирование, получить консультацию психолога о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры, получить консультацию по результатам психологической диагностики, посмотреть видеоматериалы о профессиях  и т.д. Собрать информацию о выпускниках у которых удачно сложилась карьера.

В  качестве ведущей формы индивидуального сопровождения учащихся  выступает психологические консультации для учеников 8-9 классов и их родителей  по выбору предпрофессиональной подготовки  на элективных курсах с целью выбора профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

 

6  ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ГИМНАЗИИ

 

Система профориентационной работы гимназии формируется с 1 класса. В 2018 году принята Дорожная карта, которая будет обеспечивать выполнение социального заказа родителей на выбор с 5 класса обучение в классе с углубленным изучением отдельных предметов. Далее в 7 классе психолог параллели поможет сориентироваться в выборе элективных курсов, которые позволят подростку утвердиться в своем выборе. В 8-9 классе подросток обязательно должен выбрать элективные курсы в соответствии со своим выбором и в конце года должен представить исследовательский проект по выбранному направлению. В 10 класс подросток поступает в соответствии с рекомендациями, заполнением портфолио по выбранному профилю.

Этапы и их характеристики

 

Содержание работы

по направлениям деятельности с позиции результатов

Виды и формы деятельности

 

5-7 классы

 

Этап формирования профессионально ориентированных знаний и умений

 

 

Профпросвещение:

- расширение знаний о профессиях;

- формирование представления о собственных интересах и возможностях.

Взаимодействие с социальными партнерами:

- обретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,  экономике и культуре и др.

 

 

 

Учебная деятельность

Проведение уроков (этапа урока) профориентации, связанных с профессиями данной предметной области. 

Создание картотеки «Профессий»

В школьной библиотеке:

Выставки книг, посвященных профессиям, востребованным в республике, районе.

Беседы для учащихся «Профессии моих родителей»

Внешкольная деятельность

Экскурсии на предприятия г. Ангарска и области, предприятия, на которых работают родители учащихся.

Встреча с представителями различных профессий.

Проект «Профессии моих родителей»

Работа с родителями

Классные собрания по теме: «Роль семьи в профессиональном самоопределении школьника»

8-9 классы

 

Этап формирования личностного смысла

выбора профессии

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с социальными партнерами

- обретение опыта в различных сферах социально-профессиональной (профессиональные «пробы»)

 

 

Учебная деятельность

Углубленное изучение отдельных предметов, элективные курсы, способствующие уточнению профессионального запроса.

Профессиональные пробы (10-11 класс)

Стенд «Куда пойти учиться».

Встречи с выпускниками гимназии

Внешкольная деятельность

Социальная практика в отряде волонтеров SMILE

Работа с родителями

Анкетирование родителей по проблемам предпрофильной подготовки.

Проведение родительских собраний о проблемах выбора профессиональной направленности.

Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми.

Проведение консультаций по профориентационной  работе с родителями.

Информирование родителей учеников  о выборе учащимися элективных курсов. Ознакомление родителей  с элективными курсами.

Ознакомление родителей с результатами прохождения элективных курсов и с результатами диагностических исследований.

 

Проект «Шефство» (учащиеся младших классов; ветераны ВОВ;  инвалиды;  одинокие пожилые люди и т.п.) 

Данный проект в  7 – 9 классах позволяет учащимся сформировать ответственность, видение проблем другого человека, активизирует инициативность и  социальную активность.  Социум нашего учреждения включает в себя такие учреждения как областной детский дом, дом Малютки, интернат для детей – сирот №7, дом Ветеранов, Комитет ангарских женщин, Комитет солдатских матерей,  Совет ветеранов. Сотрудничая с данными учреждениями ребята учатся отзывчивости, состраданию.  Шефская деятельность  позволяет учащимся сформировать свою гражданскую позицию.

         Для того, чтобы развить у учащихся демократические навыки, помочь им стать полноценными гражданами нашего общества, следует выйти за рамки гимназии, для того, чтобы увидеть нашу жизнь, понять и принять историю нашего государства, приобщиться к культуре  и традициям своей малой Родины, стать носителем этой  культуры.

     Одним из факторов социализации определяем   погружение в изучение историю своего города, края, приобщение к культуре, традициям сибиряков с целью формирования духовно -  нравственных и деятельностно -  волевых  гражданских  позиций.

 

7. Основные формы организации педагогической поддержки 

 

 Гуманистическая педагогическая позиция характеризуется, прежде всего, безусловным принятием ребенка. В гуманистической теории принцип "принятия человека" -  это не только положительное отношение к нему, это признание того, что ребенок имеет право быть таким, каков он есть.

     Принятие означает душевную теплоту, симпатию и требовательность,  толерантность порождающую ответственность ребенка, без которой невозможен свободный выбор собственного жизненного определения.

     Принцип "принятия ребенка" в педагогическом взаимодействии реализуется через комплекс методов, прежде всего через гуманистический метод понимания.  Понимание отождествляется здесь с "истолкованием" и "интерпретацией", что полностью обусловлено индивидуальной способностью интерпретации. Знание не дает целостного и глубокого понимания ребенка, необходимо его также чувствовать. Эмпатия становится определяющим профессиональным качеством. Понимание, как проникновение в мир ребенка, его переживания, смыслы возможно лишь при развитой у педагога способности к самопониманию и самопознанию.

     Для реализации идеи программы сформирована модель личности педагога, ориентированная на ребенка, развивающегося в новых социо – экономических условиях развития России.

В качестве средств педагогической поддержки социализации учащихся в рамках реализации содержания, форм и видов деятельности данной программы определены:

  1. Построение работы классного руководителя на основе единой циклограммы:

Мероприятие на уровне класса или работа в рамках общешкольного мероприятия

Нормы участия классных коллективов в подготовку и проведение общешкольного мероприятия

Классный час в соответствии с содержанием направлений данной программы, проводимый в формах этического диалога (этическая беседа), дискуссий, дебатов, встреч с интересными людьми, ролевых игр, мастерских ценностных ориентаций, студии, классные часы по программе «Самосовершенствование личности» К.Г. Селевко и др.

 Включенность во все проводимые для учащихся класса общешкольные мероприятия, что предполагает: планирование участия в школьных мероприятиях с классным коллективом, организацию работы творческих групп по подготовке, консультирование и помощь в работе творческих групп, участие творческой группы и группы поддержки в общешкольном мероприятии.

Классные часы  в библиотеке, музее и т.п.

Экскурсия на предприятия, в учреждения культуры и т.п.

Работа в рамках подготовки и проведения общешкольных проектов, акций, мероприятий либо  проектов инициированных учениками класса.

Данная работа строится на понимании классными руководителями значимости развития классного коллектива как условия развития каждого ученика: коллектив может, как развивать индивидуальность личности и ее творческий потенциал, так и порождать процессы ее нивелирования и усреднения. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы как на развитие индивидуальности учащихся, так и формировании норм жизнедеятельности классного коллектива.

 

Формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания

 

 

Социальные партнеры школы

Аспекты взаимодействия

Нормативно-правовая база сотрудничества

Существующие и возможные формы взаимодействия

Центральная библиотека

Организация классных часов, экскурсий, участие в конкурсах, фестивалях, посещение клубов, студий и секций

Сетевое партнерство

помощь при проведении литературных, историко-патриотических  мероприятий, экскурсии  классных коллективов в детскую библиотеку, участие в их мероприятиях, встречах с писателями

Музей Победы

Сетевое партнерство

Экскурсии, участие в исследовательской и конкурсной программе музея

МБОУ «СОШ №36»

Сетевое партнерство

Участие в работе НПК «Я-Исследователь»

Центр развития творчества детей и юношества «Гармония»

Сетевое партнерство

Участие в волонтерских программах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях

СЮТ

Договор

Организация внеурочной деятельности учащихся («Шашки», «Шахматы»), участие в конкурсах

«Музей часов»

Организация познавательных экскурсий

По договоренности

Экскурсии, лектории, конкурсы

СК «Ермак»

Привитие навыков ЗОЖ

Договор

Проведение уроков физической культуры (конькобежный спорт)

ДК «Нефтехимик», «Современник», «Энергетик»

реализация творческих возможностей учащихся

Договор; участие в совместных программах

«Посвящение в гимназисты», отчетный концерт художественно-эстетического отделения гимназии;

Занятия в студиях.

 

Предприятия города

Профориентация учащихся, формирование представлений о требованиях к профессиональной деятельности

 

Экскурсии. В перспективе: проект День с профессионалом.

Музеи, театры, галереи г. Сыктывкара

Приобщение к богатствуклассического и современногоискусства, воспитание уважения к творчеству исполнителей, развитие эстетического кругозора

 

Посещение спектаклей, выставок, экспозиций. Встречи с деятелями культуры и искусства

Совет ветеранов

Сохранение историческойпамяти; поддержка ветеранов;

содействие патриотическомувоспитанию

 

Встречи с ветеранами в рамках государственных праздников, мероприятий гимназии, а так же в рамках планов деятельности классных руководителей

Войсковая часть 3955

Профориентация учащихся; содействие в организации и проведении мероприятий по патриотическому направлению

 

Встречи в рамках государственных праздников, мероприятий гимназии

ГИБДД

Социальная поддержка   и приобщение учащихся к  соблюдению ПДД, сохранению жизни и здоровья детей 

План совместной работы

Уроки безопасности, беседы, лекции, совместное проведение акций

УМВД по гор.Ангарску ОП-2

Профилактика ассоциального поведения. Просветительские мероприятия

План совместной работы

Уроки правовой направленности, беседы,  лекции

Родители учащихся

Внеурочная деятельность, профессиональная ориентация, ЗОЖ, все направления воспитания

 

Участие в классных и общешкольных делах, встречи с родителями, экскурсии на предприятия родителей, беседы для жизни и про жизнь

 

 

     Условия гимназии позволяют развивать и совершенствовать детскую инициативу, выстраивать взаимоотношения на доверии   и понимании при:

  • Закрепление прав и обязанностей учащихся в Уставе гимназии
  • Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой учащиеся удовлетворяют свои психосоциальные потребности,  необходимые для формирования социально-здоровой личности
  • Присутствие и поддержка взрослых для передачи жизненного опыта: педагог -  старшеклассник – младшеклассник

Наличие социально-ценностных чувств и поддержки (педагоги – родители – учащиеся – местное сообщество.

 «Классный годовой проект «Познавая себя – познаю мир» - совместная проектная деятельность -  является эффективным методом освоения учащимися основных социальных навыков, практических умений в области экономики, политики и социальных отношений.

 

5 класс (10 -11 лет) - Познай себя

 

включение в процесс саморазвития, выстраивания системы взаимоотношения и общения

     Включение в общегимназическую систему, знакомство с учителями среднего и старшего звена, передача опыта от старшеклассника к младшекласснику (демонстрация достижений, проявления качеств, познавательного интереса, социальной активности). Участие в общегимназических делах с целью формирования межсубъектного пространства.

      Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.

     

Проект: «Путешествуй вместе с нами» (знакомство с музеями, центрами культуры, памятными местами нашего города)

 6 класс ( 11 - 12 лет) - Сделай себя сам

 

       Начало сознательного самовоспитания, влияние на свои физические и личностные качества, формирование сознательных целенаправленных усилий для создания авторитета в классе.

       Помощь ребенку в поисках самораскрытия, выявления своих творческих способностей, реализации себя в классе среди сверстников.

       Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.

 

Проект: «Сравни свой город: прошлое и настоящее»( мой любимый уголок Ангарска, мой любимый дворик, город моей мечты….в рисунках летописях и фотографиях)

 

7 класс (12 - 13 лет) - Научи себя учиться

 

        Создание условий и помощь ребенку в реализации учебных достижений, положительной мотивации к образовательной деятельности, стремление к самостоятельности, автономности на фоне включения во взрослую жизнь, проявление социальной активности через включение в обегимназические дела, проекты, построение собственной личности в нравственной и эстетической сферах.

         Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.

Проект: «По улицам нашего города» (историческое обоснование названий улиц нашего города)

 

8 класс (13 - 14 лет) - Утверждай себя

 

         Включение ребенка в соуправление и организацию жизнедеятельности класса, гимназии, утверждение себя как личности в коллективе, активный поиск путей и средств к самоутверждению через общественно-ценную и личностно-значимую деятельность. Нравственное взросление через  принятие общечеловеческих  ценностей.

         Шефская деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, одиноким пожилым людям)

Проект: «Край,  в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции)

 

 

 9 класс (14 - 15 лет) - Найди себя

 

           Социализация личности через участие в социальных программах гимназии, проявления собственной инициативы с целью подготовки к будущему,  самоопределению, профессиональной карьере, формирование социального ответственного поведения, определение гражданской позиции. 

           Шефская деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, одиноким пожилым людям). Вступление в отряд волонтеров гимназии «SMILE».

Проект: «Край,  в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, занимающимися исследованиями, изучением этно-культуры нашего края, занимающимися творческой деятельностью, художественными промыслами )

Результаты работы над классными годовыми проектами подводятся в процессе творческой игры: «Ангарский квест» в конце учебного года. Форма квеста предполагает:

  1. Предоставление исследовательской работы по определенному направлению.
  2. Викторина (5 кл.); интеллектуальные игры (6-10 кл.)
  3. Поисковые мероприятия (177, 178, 33 микр., 182 кв.) «Люблю Ангарск»
  4. Доброе дело гимназии, городу.

 

Проект патриотического и гражданского воспитания: «За нами будущее России!» - Этапы проекта разрабатываются Ученическим Парламентом и члена волонтерской организации, они же и проводят все мероприятия проекта. Проект реализация в гимназии социально – значимой акции, проекта с привлечением к участию в проекте всех участников образовательно – воспитательного пространства  (педагогов, родителей, учащихся), поиск партнеров, выпуск пресс-релиза в СМИ.

 

  1. Модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

 

Деятельность педагогического коллектива по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни должна способствовать становлению у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, умений вести здоровый и безопасный образ жизни. Структура модели задана ФГОС ООО и включает рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,  профилактику употребления психоактивных веществ учащимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.

 

Структурные блоки деятельности

Содержание деятельности

Ответственные

 

Создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры

Соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;

Администрация

 

наличие и необходимое оснащение помещений для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи;

организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

наличие помещений для медицинского персонала;

наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);

наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования.

Проведение тренировочных мероприятий по пожарной безопасности

 

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся

 

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

Администрация и педагогический коллектив

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;

введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам основного общего образования;

рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.

Эффективная организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

Администрация, учителя физической культуры,  педагоги

рациональная и соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организация работы спортивных секций, туристических слётов и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий: Малой школьной спартакиады, Турслета, Дней здоровья, «Мама, папа и я – спортивная семья», военно-спортивные соревнования «За нами будущее России».

Профилактика употребления психоактивных веществ учащимися

Реализация программ превентивного направления:

1.Профилактическая программа: «Все цвета, кроме черного» 5-6 класс.

2.Профилактическая программа «Все, что тебя касается» 7-8 класс.

3.Профориентационный курс «Выбор. Выбор! Выбор?» 9 класс (авторская разработка).

4. Программа «Самосовершенствование личности» (авторская разработка).

5. Программа внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов «Юный психолог» авторская разработка.

Эффективность профилактической работы повышается через формирование у детей жизненно важных навыков, т.е. активного участия самих детей в усвоении определенного поведения. Этот процесс  включает моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие.  Навыки лучше всего усваиваются, если  учащиеся имеют возможность   активно  практиковать их. Исследования показывают, что, если дети имеют возможность практиковаться в навыках в безопасной атмосфере класса, то они могут быть более подготовлены к тому, чтобы  использовать их вне стен школы.

Администрация, социальный педагог,

Педагоги-психологи, классные руководители

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Изучение ПДД. Конкурсы на знание и соблюдение ПДД. Беседы с представителями ГИБДД. Организация работы отряда ЮИД. Проведение членами ЮИД занятий и конкурсов для младших школьников. Проект «Красный. Желтый. Зеленый».

Администрация, педагог-организатор, преподаватели ОБЖ

Реализация образовательных программ

Реализация программы по «ОБЖ», элективного курса «Психология», КТД, Акции в рамках экологических дат.

Администрация, Волонтеры, Общегимназический родительский комитет

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Просвещение родителей по вопросам психологии подросткового возраста, роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. П.;

экологическое просвещение родителей;

Администрация и педагогический коллектив

содействие родителей в проведении просветительских мероприятиями профилактической направленности

организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. П.

Методическая работа с педагогическими кадрами

Проведение семинаров, производственных совещаний педагогических советов по вопросам

формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,  профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

Администрация

 

 

  1. Деятельность гимназии  в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования учащихся

 

Формирование у учащихся осознанного отношения к природе, собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на природу, здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих решению экологических проблем и снижению риска здоровью в повседневной жизни, укреплению здоровья, включает следующие направления деятельности:

 

 

№ модуля

Целевые ориентиры, развиваемые способности

Комплекс мероприятий  (Виды и формы деятельности)

 

1

Способность:

  • составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности;
  • выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
  •  Умение:

планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам;

Знание и умение:

        • эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

Знание

        • основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Учебная деятельность

Образовательные курсы физической культуры, естественно-научных дисциплин, элективных курсов «Психология», уроков ОБЖ. Реализация в учебном процессе приемов снятия утомляемости.

Внеклассная деятельность

5-9 кл. Тематические классные часы совместно со специалистами, направленные на формирование ЗОЖ

5-9 кл. Тематические часы по изучению индивидуальных особенностей организма  (см. раздел по профориентации).

 

Работа валеологического центра.

 

Результат:

знания и умения рационально планировать свой день, распределять нагрузки, избегать перенапряжение,
учитывать индивидуальные особенности

 

2

  • представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
  •  представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
  • потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

 

  • умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

 

Учебная деятельность

Курсы физической культуры, ОБЖ

Работа спортивных секций

Внеклассная деятельность

Инструктажи «Осторожно на воде», «Осторожно, лед!» и др.

Малая гимназическая спартакиада.

«Мама, папа и я – спортивная семья»

Общешкольные мероприятия «День Здоровья», «Лыжня России», «Президентские тесты» и др.

Участие в Городских общественных акциях в области физической культуры и спорта.

Работа спортивного зала.              

Внешкольная деятельность

Участие в российских спортивных проектах:  «Президентские   состязания»   и Всероссийских   спортивных   игр   школьников «Президентские спортивные игры». 

Результат

потребность в двигательной активности и индивидуальный выбор нагрузки, опыт регулярных занятий физической культурой

3

  • навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
  • навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
  • владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
  • навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
  • представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
  • навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
  • навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

 

 

Учебная деятельность

Развитие контрольно-оценочной деятельности учащихся, умения контролировать поведение.

Внеклассная деятельность

Тематические классные часы по тематике управления своим поведением.

Тестирование уровня физической подготовленности воспитанников.

Мониторинг здоровья обучающихся по итогам медицинского осмотра;

Медицинские профилактические осмотры и создание «Паспорта здоровья школьника».

Создание развивающих ситуаций.

Результат:

наличие чётких представлений о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств

4

  • представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
  • знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
  • интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

Учебная деятельность

Курс технологии, ЗОЖ

Внеклассная деятельность

Тематические классные часы и программы по формированию навыков ЗОЖ, «Рациональное питание», «Наши друзья - витамины»,  «Знакомство с основами диетологии» и др.

Учебные проекты в области здорового питания, опасности пристрастий к некоторым

современным продуктам и предприятиям быстрого питания, правильного выбора продуктов питания.

 

Результат:

способность самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке); умение организовать правильное питание

5

  • развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
  • формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих
  • формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
  • включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
  • ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
  • развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

 

Учебная деятельность

Уроки физической культуры;

работа кружков и спортивных секций.

Внеклассная деятельность

Тематические классные часы «Здоровье  - ценность человека», «Скажем наркотикам НЕТ», «Мы против табака», и др.

Проведение лекций, семинаров с приглашением специалистов на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!», «Современная мода и здоровый образ жизни», «Молодежь выбирает жизнь», «Спорт и здоровье».

Конкурс плакатов и рисунков: «НЕТ-табаку», «Скажем наркотикам НЕТ»

Месячники по профилактике табакокурения,  наркомании и СПИД (конкурс плакатов, рисунков, викторины и анкетирование).

Акция «Спорт против наркотиков» и др.                           

Конкурсы рисунков, презентаций, видеороликов, сочинений по теме «Вредные

привычки»;

Подготовка проекта «Мы – за здоровый образ жизни!», «Научи правилам здорового образа жизни младшего» (подготовка памятки о правилах здорового образа жизни для учеников начальной школы).

Мониторинг внеурочной занятости учащихся. Выставки творческих работ учащихся, проведение мастер-классов и т.п.

Просмотр и обсуждение документальных кинофильмов о вреде употребления алкоголя, табакокурения, особой опасности наркотиков.

Внешкольная деятельность

Исследовательская  работа и проектная деятельность..

Встречи-беседы  с работниками детской поликлиники, врачами больниц.

Результат

Отсутствие учащихся (снижение показателя), демонтирующих зависимость от ПАВ и др.

6

  • развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
  • развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
  • формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
  • формирование у школьников ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения культуры своего народа и мировой культуры

 

Учебная деятельность

Развитие коммуникативных навыков воспитанников на уроках и во внеурочной деятельности

Внеклассная деятельность

Тематические классные часы по культуре общения.

Консультации психологов и социального педагога.

Тренинги по психологии и коммуникативности;

 

Результат

овладение основами позитивного коммуникативного общения.

7

  • повышение уровня знаний о безопасности дорожного движения, основ безопасного поведения на дорогах;
  • развитие практических навыков поведения на улице, дороге, транспорте;
  • развитие умений предотвращать опасное поведение в дорожно-транспортной сфере;
  • опыт участия в обсуждении и решении проблемных ситуаций (решение ситуационных задач);

 

Учебная деятельность

Преподавание основ безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках ОБЖ и классных часов.

Проведение контрольных срезов знаний правил безопасного поведения на улицах и дорогах, преподаваемых в рамках учебных дисциплин и факультативов (5-9кл)

Внеклассная деятельность

Оформление наглядной агитации по БДД.

Изучение ПДД в рамках классных часов (5-11 классы)

Организация работы отрядов ЮИД по предупреждению нарушений Правил дорожного движения

Работа отряда волонтеров.

Проведение месяца безопасности дорожного движения в сентябре.

Недели  безопасности дорожного движения (весна, осень)

- практические занятия «Безопасное колесо». Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»

- подготовка команд для участия в муниципальных соревнованиях «Безопасное колесо».

Разработка  безопасных маршрутов учащихся  в школу и домойт (5-6 классы)

Внешкольная деятельность

Профилактическая акция «Внимание, дети!»

Включение во все мероприятия сотрудников Госавтоинспеции.

Разработка отдельных целевых межведомственных мероприятий с начальником ГИБДД района.

Проведение сверок с ГИБДД по состоянию ДДТТ.

Участие в проведении служебных расследований по фактам ДТП с участием школьников.

Результат

Снижение (отсутствие) показателя ДТП с участием учащихся школы и по их вине, социальные проекты учащихся школы в области ПДД

8

  • освоение экологически грамотного поведения в школе, дома, в природной и городской среде;
  • освоение умений вырабатывать стратегию собственного поведения, совершения поступков, нацеленных на сохранение природы, бережное отношение к ней, а именно:

– оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, последствий своих поступков по отношению к природе и ответственности за них;

формировать готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического

здоровьесберегающего просвещения населения.

  • формирование умений бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных

См. план-график реализации направления по воспитанию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Результат:

освоение и применение правил экологически грамотного поведения в быту и общественной жизни

       

Проект «Краеведение»  является основным стержнем в формировании патриотизма и гражданственности, в осознании сопричастности к настоящему и будущему своего города, края, страны.    

     Обязательный раздел воспитательной программы, направленный на формирование нравственно – этического воспитания, гражданственности и патриотизма.  Краеведение позволяет учащимся сформировать свое отношение к городу в котором мы живем, к его истории, настоящему и прогнозировать будущее нашей малой Родины, нашего Отечества в целом.

  1.  Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции  обучающихся

 

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся призвана реализовывать стратегическую задачу – формирование  у школьников активной жизненной позиции, и тактическую задачу – обеспечить  включение и активное участие учащегося совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся в общеобразовательной школе строится наследующих принципах:

– публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников);

– соответствие артефактов и процедур награждения укладу жизни школы;

– прозрачность правил поощрения, соответствие действующему в школе  Правилам внутреннего распорядка учащихся, разделу: Поощрения и взыскания, Положению о мерах социальной (материальной) поддержки учащихся.

– оптимальность частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых);

– сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп учащихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее);

– дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

      В гимназии используются следующие способы поощрения:

  1. Формирование портфолио в качестве способа организации поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся – деятельность по собиранию (накоплению) артефактов, символизирующих достижения учащегося в области познавательной, творческой, социальной деятельности. Портфолио включает исключительно артефакты признания (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.), и артефакты деятельности (рефераты, доклады, статьи, продукты проектной деятельности и т. д.) – 9 классы.
  2. Поощрения за успехи в учебе; победу в учебных, творческих конкурсах и спортивных состязаниях; общественно-полезную деятельность оформляются в виде:
  • объявления благодарности;
  • награждения Грамотой;
  • награждения ценным подарком или денежной премией (при наличии финансовых средств);
  • занесением фамилии учащегося на доску Медалисты гимназии;
  • представлением учащегося в установленном порядке к наградам муниципального, республиканского и др. уровней,
  • рекомендации учащимся для участия во всероссийских и международных мероприятиях и лагерных сменах в «Артеке», «Орленке», «Океане».

Ученический Парламент гимназии ежегодно подводит итоги своей работы и на торжественной линейке, посвященной празднику «Последний звонок», благодарит выпускников, которые проявили себя в самоуправлении и волонтерском движении.

 

  1. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитательной работе по реализации программы «Я-Ангарчанин».

Теоретический потенциал. Компетентность, способность организовать дело и проявить волю в его реализации при сохранении нравственности и порядочности - вот ведущие факторы профессиональной карьеры молодежи и социально-экономического развития нашего региона. В этой связи определенной идеологической основой работы с подрастающим поколением может служить признание ценностей сибирского характера и необходимости их сохранения и развития. Таким образом, сибирский характер мы рассматриваем как социальный гражданский характер. Поэтому обновление программы воспитательной работы в гимназии становится актуальным.

 Воспитанностьинтегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека

Диагностика воспитанностиэто процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.

Существуют различные точки зрения на определение  показателей и критериев воспитанности личности. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса.

взаимоотношений педагога с родителями и др.

Анализ воспитанности гимназистов позволяет:

Конкретизировать цели воспитательной работы

Дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности

Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника

Обосновать выбор содержания и методов воспитания

Соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным

Спрогнозировать близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельностилассом, с группой учащихся, т.е. гическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с

 

  1. Методики и инструментарий мониторинга.

Цель: изучение актуального состояния процесса воспитания, воспитанности и социализации гимназистов для внедрения программы социализации и воспитания «Я_АНГАРЧАНИН»  в условиях ФГОС

 

Методика

 

класс

срок

ответственные

результат

1

Изучение уровня воспитанности

Автор: Капустина Н.П.

2,4,6,8,9,10

2,4 кл.- апрель

6,8,10 - ноябрь

Педагоги  - психологи параллелей

Аналитическая справка Дьячкова Е.В.

 

Аналитическая справка

2

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

Автор: профессор Байбородов Л.В.

4,5,6,7,8

октябрь

1.Проведение педагогической диагности: классный руководитель

2. Педагоги  - психологи параллелей

Аналитические справки

3

Методика определения общественной активности обучающихся

Автор: Степанова Е.Н.

8,9,11

февраль

Педагоги психологи

Аналитическая справка

4

Методика выявления коммуникативных склонностей

Автор: Овчарова Р.В.

6-7 классы

январь

Педагоги психологи

Аналитическая справка

5

Методика «Наши отношения»

Автор: Фридман Л.М.

4,5,7,9,10

Декабрь-январь

1.Проведение педагогической диагности: классный руководитель

2. Педагоги  - психологи параллелей

Аналитические справки

6

Методика определения уровня развития ученического самоуправления в коллективе

Автор: профессор Рожков М.И.

7,8,10

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В.

Аналитическая справка

7

Удовлетворенность обучающихся организацией школьной жизньи (в том числе: организация питания)

Автор: А.А.Анедреева

2,4,5,6,7,9,11

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В

Аналитическая справка

8

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (в том числе: организация питания)

Автор: Е.Н.Степанова

Родительская общественность:

2,4,5,6,7,9,11

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В

Аналитическая справка

9

Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Автор: Е.Н.Степанова

учителя

Март-апрель

Педагоги  - психологи параллелей

Дьячкова Е.В

Аналитическая справка

Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.
  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ «Я-АНГАРЧАНИН»  НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
  • эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося. 

 

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов  – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, сформированность навыков ЗОЖ и экологической культуры.   Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов  – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов  за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

 

Предполагаемым результатом программы  воспитания и социализации гимназистов «Я  - АНГАРЧАНИН»

является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В гимназии:
    • создание воспитательной системы преемственности в воспитательной работе;
    • обогащение содержания всех воспитательных направлений в области духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
    • вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  2. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: высокий уровень развития творческих способностей,
  • в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу своей малой Родины,  страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
  • в экологической культуре:  установки на ЗОЖ, поддержание своего физического здоровья, формирование культуры правильного питания,   сохранение природы и объектов, имеющих важное экологическое значение для региона, страны.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1] с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
  2. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Составитель Стефановская Т.А., доктор    педагогических наук, ИПКРО
  3. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

             4. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

  1. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
  2. Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008
  3. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
  4. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
  5. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
  6. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
  7. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
  8. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
  9. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.

[1] Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение, 2008 г.