Министерство образования Иркутской области
«Федеральный институт педагогическ их измерений»
Телефон горячей линии 8(3955)560737
Телефон горячей линии 8(3955)560580
Социальные сети «Персей», чтобы быть в курсе всех мероприятий:
«Утверждена»
протокол №2
педагогического совета
«30» августа 2019 г.
Авторская педагогическая разработка
«Я - АНГАРЧАНИН»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ
Авторы разработки:
Степанова Л.А.
заместитель директора по УВР,
МБОУ «Гимназия №1»
Дьячкова Е.В.
заведующая СПС
МБОУ «Гимназия №1»
Грищенко Л.Н.,
преподаватель немецкого языка,
классный руководитель 6 «в» класса
МБОУ «Гимназия №1»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, научных исследований в области развития и воспитания личности школьников. Программа построена на базовых национальных ценностях российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на реализацию миссии системы образования, изложенной в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
При разработке программы под основополагающими понятиями коллектив гимназии понимает:
Программа содержит разделы в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, описание ценностных ориентиров;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры учащихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации учащихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации учащихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику вредных привычек, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования учащихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся: объявление благодарности, рейтинг портфолио учащихся (9 кл.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся (отсутствие отрицательных показателей по линии МВД, ГИБДД)
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
2. Актуальность программы
Вопрос воспитания и социализации подростков является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом. Современный подросток находится в беспредельном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких границ. Потоки информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино оказывают на подростка воспитательное и социализирующее воздействие, не всегда позитивное, подростковая среда, социальные сети: «В контакте», «Одноклассники», «Fasebооk» и другие часто подменяют собой приоритетные человеческие ценности и доминируют в процессе развития и воспитания. В современных условиях осуществления ведущей деятельности подростка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в гимназии (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне ее (хаотичность, смещение культуры в сторону молодежных субкультурных движений таких как металлисты, рокеры. байкеры, панки, эмо, straight edge, готы, рэпперы, скинхеды, гопники и т.п.), что меняет структуру мышления подростков, влияет на их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни. Мнимая свобода, изолирование от проблем, которыми живут взрослые, создает иллюзию социализации, нарушает процессы взросления. Подросток становится агрессивным, циничным, грубым, скрывая за этим подчас одиночество, страх, неуверенность в себе и окружающих его людях. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.
Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.
Обеспечение развития, воспитания и социализации личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом воспитание и социализация обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа воспитания и социализации гимназистов «Я-АНГАРЧАНИН» способствует приобщению обучающихся гимназии к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизации межличностных отношений учителей и учеников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, толерантности, внимания, доброты.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Формирование личности учащегося, способной к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в социально-значимой деятельности и духовно-нравственной сфере.
Задачи:
Главная ценность – ребенок. Принятие ребенка как данности, сопровождение его по всем возрастным ступеням с целью оказания необходимой поддержки, передачи жизненного опыта, введения в мировую культуру с целью освоения и присвоения общечеловеческих ценностей, познания и понимания фактов и событий реальной жизни.
Ключевой идеей программы можно считать отношение к миру и вхождение в мировое пространство через формирование социально-активной личности, личностное становление:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).
Содержание |
Формы индивидуальной и групповой работы |
Формы педагогической поддержки социализации обучающихся |
Планируемый результат |
Общее представление о политическом устройстве российского государства, о ключевых ценностях современного общества России; системные представления об институтах гражданского общества и о возможностях участия граждан в общественном управлении; понимание и одобрение правил поведения в обществе; осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; системные представления о народах России, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам. Любовь к России, своему краю, своему народу, гражданское сообщество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов. Патриотизм, человечество |
Подпрограмма «Гражданин России» Беседы о правах и обязанностях граждан РФ, участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам, участие в спортивных мероприятиях, народных и военно-патриотической направленности: «Школьный клуб» («Вепрь», «Подорожник», Дискуссионный клуб) Проектная деятельность Классный годовой проект «Месяцы правового воспитания» (ноябрь, март)
|
Политико-правовой клуб старшеклассников: диспуты, дискуссии
Ученическое самоуправление
Управляющий Совете Гимназии
Тематические классные часы
Участие в молодежных программах
Участие в мероприятиях гимназии
Проектная деятельность |
способность ученика ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т. е. решать аналитические проблемы; умение решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.);
|
Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).
Содержание |
Формы индивидуальной и групповой работы |
Формы педагогической поддержки социализации обучающихся |
Планируемый результат |
Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ |
Активное участие в улучшении жизни в гимназии; Подпрограммы: «Дети-детям» «Школьный клуб»
Недели добра. Участие во всероссийских благотворительных акциях.
Волонтерская деятельность
Социально - производственные практики старшеклассников
Классный годовой проект - «Ангарский квест» - история города, области.
|
Делегирование полномочий на уровне класса
Распределение и выполнение обязанностей, поручений в рамках Ученического самоуправления
Участие в социальных проектах, программах гимназии, города
Участие в волонтерском движении
Проектная деятельность
Социальные и культурные практики |
овладения средствами общения со сверстниками и взрослыми; способность ученика ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т. е. решать аналитические проблемы; умение решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.); умение проявить гибкость в постоянно изменяющейся окружающей действительности; умение работать в команде на общий результат; умение решать определенные типы коммуникативных задач. |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).
Содержание |
Формы индивидуальной и групповой работы |
Формы педагогической поддержки социализации обучающихся |
Планируемый результат |
Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности. (СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ)
|
День Знаний – поднятие флага гимназии и флага города «Посвящение в гимназисты» «День учителя» - день самоуправления Проект «Милосердие»: «Рождественский подарок» «Мы помним тебя, солдат» «Школьный двор» - посадка аллеи выпускников «Гвоздика» - поездка учащихся - лидеров классов к мемориалу «Вечный огонь» (в г.Иркутск) «Рука другу» - шефство над детьми, оставшимися без попечения родителей
Классный проект 9 классов: «Край, в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, занимающимися исследованиями, изучением этно-культуры нашего края, занимающимися творческой деятельностью, художественными промыслами) Классный годовой проект 6 классов: «Сравни свой город: прошлое и настоящее» (мой любимый уголок Ангарска, мой любимый дворик, город моей мечты….в семейных историях, летописях и фотографиях) Классный годовой проект 5 классов: «Путешествуй вместе с нами» (совместные с родителями поездки на турбазы, экскурсии, знакомство с музеями, центрами культуры, памятными местами нашего города) «Парламентские игры» - проект по развитию коммуникативности, лидерству, креативности. |
Участие в самоуправлении класса, гимназии
Участие работе клубов
Активность во внеурочной деятельности
Проектная деятельность
Социальные и культурные практики
|
бережное отношение к национальным традициям; критичность по отношению к себе; сознательное принятие идеалов общества; умение ориентироваться в мире духовных ценностей; отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.
|
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии).
Содержание |
Формы индивидуальной и групповой работы |
Формы педагогической поддержки социализации обучающихся |
Планируемый результат |
Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии. (ТРУД И ТВОРЧЕСТВО, НАУКА)
|
День самоуправления.
«Ученик года» (гимназический конкурс)
«За страницами твоего учебника» - гимназическая научно-практическая конференция
«Что? Где? Когда?» - командные состязания эрудитов (по параллелям)
Дежурства классов по гимназии.
Классный годовой проект 9 -11 классов: знакомство с профессиями, предприятиями, изучение спроса на профессии; знакомство с людьми, достигшими успехов в профессиональной деятельности, внесшими свой вклад в развитие города, области.
|
Социальные и культурные практики, обещественно - значимые дела, акции, проекты, благотворительность.
Трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями (уроки труда и кружки по трудовому воспитанию: «Оригами», «Креатив»)
Общественно — полезная работа (дежурство по классу, по гимназии, выполнение поручений)
Производственные практики (10-11 кл.)
Профориентация (9-10 кл.)
Социальные проекты
|
Формирование когнитивной компетентности: умение выявить закономерности, лежащие в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни; сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции; критичность мышления; развитое самосознание; умение запрашивать различные базы данных, создавать свои собственные приемы обучения; осмысленность жизни, построение временной перспективы, наличие жизненных целей; самостоятельность мышления, оригинальность.
|
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
Содержание |
Формы индивидуальной и групповой работы |
Формы педагогической поддержки социализации обучающихся |
Планируемый результат |
Жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. (ПРИРОДА)
|
Волонтерская деятельность: Пропаганда ЗОЖ через проведение презентаций, классных часов, радиопередач, изготовление
и распространение листовок. «Мы за здоровый образ жизни» - конкурс плакатов Профилактика ДТД с участием детей: Радиопередачи, конкурс плакатов: «Красный. Желтый. Зеленый», создание слайдовых презентаций. Классные годовые проекты 8 -9 классов направленные на изучение экологической обстановки в городе, области. Участие в субботниках
Участие в муниципальных акциях экологического направления.
Военно-спортивные мероприятия им. А.А.Деревцова: Конкурс «Вперед, мальчишки!» 5-8 классы. «Мы будущие защитники Отчизны» - 9 классы
|
Научно-исследовательская деятельность
Олимпиады
Социальные и культурные практики, обещественно - значимые дела, акции, проекты, благотворительность
Просветительские мероприятиям
Участие в конкурсах, выставках, фестивалях
Проведение радиопередач, создание презентаций
Классный годовой проектами
Походы, путешествия, экскурсии
Семейный отдых с выездом «на природу»
Субботники, экологические десанты |
позитивная мотивация учения; ответственность; стремление к реализации себя в деятельности способность к самообразованию, самоуправлению в учебной и социально значимой деятельности, умение организовать свою работу. «Интервальный локус контроля» по отношению к жизни. Способность к самовоспитанию и саморазвитию.
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Содержание |
Формы индивидуальной и групповой работы |
Формы педагогической поддержки социализации обучающихся |
Планируемый результат |
Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности. (ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА)
|
«Посвящение в гимназисты»
«Союз волшебных звуков, чувств и дум» - отчет творческих коллективов художественно-эстетического отделения гимназии
Литературно-музыкальные гостиные (для учащихся 7-11 классов) Библиотечные уроки для 5-8 классов «Мисс – гимназия» - конкурс выявления талантливых девушек (7-10 классов) Новогодний КВН Новогодние утренники (театрализованные спектакли)
|
Творческая деятельность: фестивали, конкурсы, концерты, организация и проведение праздников, акций
Художественно-оформительская деятельность
Организаторская деятельностью
Мультимедийные презентации, радиопередачи, творческие проекты
|
сознательное принятие идеалов общества; умение ориентироваться в мире духовных ценностей; отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.
|
Таким образом выстраивается воспитательная система формирующая личность гимназиста способного самосовершенствоваться, войти в контекст культуры мира с общепринятыми человеческими ценностями.
Основные принципы:
В практике работы гимназии сформирован опыт реализации форм индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации, в том числе определяемых ФГОС ООО:
«Дни открытых дверей» в качестве формы организации профессиональной ориентации учащихся могут проводиться на базе учреждений профессионального образования (лицеев, колледжей, техникумов и ВУЗов) и школы и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельном СУЗе или ВУЗе, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательном учреждении.
«Экскурсия» как форма организации профессиональной ориентации учащихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в учреждения профессионального образования. Экскурсии с центр занятости позволят учащимся самоопределиться с профессиями, востребованными на рынке труда.
«Предметные мероприятия» в качестве формы организации профессиональной ориентации учащихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение всего учебного года, содержательно данные мероприятия связаны с профессиями определенной предметной областью и содержит мероприятия, направленные на знакомство с миром профессий и профессиональными навыками, основы которых закладываются при изучении учебных предметов в школе. Мероприятия проводится по предметным областям, что заметно расширяет спектр профессиональных возможностей. Во время таких мероприятий можно показывать презентации проектов учащихся, проводить конкурсы знатоков по предмету/предметам, встречи с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.
«Олимпиады» по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации учащихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся. Олимпиады по предмету стимулируют познавательный интерес.
«Конкурсы» проводятся с целью самоопределения учениками наиболее интересной и успешной для самореализации предметной области. Ученики могут стать зрителями конкурсов профессионального мастерства, проводимых в СУЗах и ВУЗах, что дает им возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете. Конкурсы можно проводить и по тематике современных, актуальных для экономики профессий, что значительно расширит представления ребят о разновидностях и содержании профессиональной деятельности.
В качестве актуальных для использования в практической работе форм также можно выделить:
Профориентационные тренинги и игры целью, которых является – в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развитие у подростков самостоятельности, ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии.
Деловые игры - создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они учат оптанта планировать время, ставить цели и их достигать, лучше понимать, что такое доходы, расходы, а также знакомят с начальными навыками управления финансами.
Взаимодействие с выпускниками гимназии в частности с теми, кто в настоящий момент является студентом или работодателем;
Создание информационных ресурсов по профессиональным учебным заведениям РК, актуальным профессиям. Оформление стенда по профоринтации, который призван помочь учащимся познакомиться с миром профессий, познакомиться с описаниями профессий, получить информацию о ВУЗах и колледжах города или области. Обращение в социально-психологическую службу гимназии где можно пройти профориентационное и психологическое тестирование, получить консультацию психолога о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры, получить консультацию по результатам психологической диагностики, посмотреть видеоматериалы о профессиях и т.д. Собрать информацию о выпускниках у которых удачно сложилась карьера.
В качестве ведущей формы индивидуального сопровождения учащихся выступает психологические консультации для учеников 8-9 классов и их родителей по выбору предпрофессиональной подготовки на элективных курсах с целью выбора профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.
6 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ГИМНАЗИИ
Система профориентационной работы гимназии формируется с 1 класса. В 2018 году принята Дорожная карта, которая будет обеспечивать выполнение социального заказа родителей на выбор с 5 класса обучение в классе с углубленным изучением отдельных предметов. Далее в 7 классе психолог параллели поможет сориентироваться в выборе элективных курсов, которые позволят подростку утвердиться в своем выборе. В 8-9 классе подросток обязательно должен выбрать элективные курсы в соответствии со своим выбором и в конце года должен представить исследовательский проект по выбранному направлению. В 10 класс подросток поступает в соответствии с рекомендациями, заполнением портфолио по выбранному профилю.
Этапы и их характеристики
|
Содержание работы по направлениям деятельности с позиции результатов |
Виды и формы деятельности |
5-7 классы
Этап формирования профессионально ориентированных знаний и умений
|
Профпросвещение: - расширение знаний о профессиях; - формирование представления о собственных интересах и возможностях. Взаимодействие с социальными партнерами: - обретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре и др.
|
Учебная деятельность Проведение уроков (этапа урока) профориентации, связанных с профессиями данной предметной области. Создание картотеки «Профессий» В школьной библиотеке: Выставки книг, посвященных профессиям, востребованным в республике, районе. Беседы для учащихся «Профессии моих родителей» Внешкольная деятельность Экскурсии на предприятия г. Ангарска и области, предприятия, на которых работают родители учащихся. Встреча с представителями различных профессий. Проект «Профессии моих родителей» Работа с родителями Классные собрания по теме: «Роль семьи в профессиональном самоопределении школьника» |
8-9 классы
Этап формирования личностного смысла выбора профессии
|
Взаимодействие с социальными партнерами - обретение опыта в различных сферах социально-профессиональной (профессиональные «пробы»)
|
Учебная деятельность Углубленное изучение отдельных предметов, элективные курсы, способствующие уточнению профессионального запроса. Профессиональные пробы (10-11 класс) Стенд «Куда пойти учиться». Встречи с выпускниками гимназии Внешкольная деятельность Социальная практика в отряде волонтеров SMILE Работа с родителями Анкетирование родителей по проблемам предпрофильной подготовки. Проведение родительских собраний о проблемах выбора профессиональной направленности. Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми. Проведение консультаций по профориентационной работе с родителями. Информирование родителей учеников о выборе учащимися элективных курсов. Ознакомление родителей с элективными курсами. Ознакомление родителей с результатами прохождения элективных курсов и с результатами диагностических исследований. |
Проект «Шефство» (учащиеся младших классов; ветераны ВОВ; инвалиды; одинокие пожилые люди и т.п.)
Данный проект в 7 – 9 классах позволяет учащимся сформировать ответственность, видение проблем другого человека, активизирует инициативность и социальную активность. Социум нашего учреждения включает в себя такие учреждения как областной детский дом, дом Малютки, интернат для детей – сирот №7, дом Ветеранов, Комитет ангарских женщин, Комитет солдатских матерей, Совет ветеранов. Сотрудничая с данными учреждениями ребята учатся отзывчивости, состраданию. Шефская деятельность позволяет учащимся сформировать свою гражданскую позицию.
Для того, чтобы развить у учащихся демократические навыки, помочь им стать полноценными гражданами нашего общества, следует выйти за рамки гимназии, для того, чтобы увидеть нашу жизнь, понять и принять историю нашего государства, приобщиться к культуре и традициям своей малой Родины, стать носителем этой культуры.
Одним из факторов социализации определяем погружение в изучение историю своего города, края, приобщение к культуре, традициям сибиряков с целью формирования духовно - нравственных и деятельностно - волевых гражданских позиций.
7. Основные формы организации педагогической поддержки
Гуманистическая педагогическая позиция характеризуется, прежде всего, безусловным принятием ребенка. В гуманистической теории принцип "принятия человека" - это не только положительное отношение к нему, это признание того, что ребенок имеет право быть таким, каков он есть.
Принятие означает душевную теплоту, симпатию и требовательность, толерантность порождающую ответственность ребенка, без которой невозможен свободный выбор собственного жизненного определения.
Принцип "принятия ребенка" в педагогическом взаимодействии реализуется через комплекс методов, прежде всего через гуманистический метод понимания. Понимание отождествляется здесь с "истолкованием" и "интерпретацией", что полностью обусловлено индивидуальной способностью интерпретации. Знание не дает целостного и глубокого понимания ребенка, необходимо его также чувствовать. Эмпатия становится определяющим профессиональным качеством. Понимание, как проникновение в мир ребенка, его переживания, смыслы возможно лишь при развитой у педагога способности к самопониманию и самопознанию.
Для реализации идеи программы сформирована модель личности педагога, ориентированная на ребенка, развивающегося в новых социо – экономических условиях развития России.
В качестве средств педагогической поддержки социализации учащихся в рамках реализации содержания, форм и видов деятельности данной программы определены:
Мероприятие на уровне класса или работа в рамках общешкольного мероприятия |
Нормы участия классных коллективов в подготовку и проведение общешкольного мероприятия |
Классный час в соответствии с содержанием направлений данной программы, проводимый в формах этического диалога (этическая беседа), дискуссий, дебатов, встреч с интересными людьми, ролевых игр, мастерских ценностных ориентаций, студии, классные часы по программе «Самосовершенствование личности» К.Г. Селевко и др. |
Включенность во все проводимые для учащихся класса общешкольные мероприятия, что предполагает: планирование участия в школьных мероприятиях с классным коллективом, организацию работы творческих групп по подготовке, консультирование и помощь в работе творческих групп, участие творческой группы и группы поддержки в общешкольном мероприятии. |
Классные часы в библиотеке, музее и т.п. |
|
Экскурсия на предприятия, в учреждения культуры и т.п. |
|
Работа в рамках подготовки и проведения общешкольных проектов, акций, мероприятий либо проектов инициированных учениками класса. |
Данная работа строится на понимании классными руководителями значимости развития классного коллектива как условия развития каждого ученика: коллектив может, как развивать индивидуальность личности и ее творческий потенциал, так и порождать процессы ее нивелирования и усреднения. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы как на развитие индивидуальности учащихся, так и формировании норм жизнедеятельности классного коллектива.
Формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания
Социальные партнеры школы |
Аспекты взаимодействия |
Нормативно-правовая база сотрудничества |
Существующие и возможные формы взаимодействия |
Центральная библиотека |
Организация классных часов, экскурсий, участие в конкурсах, фестивалях, посещение клубов, студий и секций |
Сетевое партнерство |
помощь при проведении литературных, историко-патриотических мероприятий, экскурсии классных коллективов в детскую библиотеку, участие в их мероприятиях, встречах с писателями |
Музей Победы |
Сетевое партнерство |
Экскурсии, участие в исследовательской и конкурсной программе музея |
|
МБОУ «СОШ №36» |
Сетевое партнерство |
Участие в работе НПК «Я-Исследователь» |
|
Центр развития творчества детей и юношества «Гармония» |
Сетевое партнерство |
Участие в волонтерских программах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях |
|
СЮТ |
Договор |
Организация внеурочной деятельности учащихся («Шашки», «Шахматы»), участие в конкурсах |
|
«Музей часов» |
Организация познавательных экскурсий |
По договоренности |
Экскурсии, лектории, конкурсы |
СК «Ермак» |
Привитие навыков ЗОЖ |
Договор |
Проведение уроков физической культуры (конькобежный спорт) |
ДК «Нефтехимик», «Современник», «Энергетик» |
реализация творческих возможностей учащихся |
Договор; участие в совместных программах |
«Посвящение в гимназисты», отчетный концерт художественно-эстетического отделения гимназии; Занятия в студиях.
|
Предприятия города |
Профориентация учащихся, формирование представлений о требованиях к профессиональной деятельности |
|
Экскурсии. В перспективе: проект День с профессионалом. |
Музеи, театры, галереи г. Сыктывкара |
Приобщение к богатствуклассического и современногоискусства, воспитание уважения к творчеству исполнителей, развитие эстетического кругозора |
|
Посещение спектаклей, выставок, экспозиций. Встречи с деятелями культуры и искусства |
Совет ветеранов |
Сохранение историческойпамяти; поддержка ветеранов; содействие патриотическомувоспитанию |
|
Встречи с ветеранами в рамках государственных праздников, мероприятий гимназии, а так же в рамках планов деятельности классных руководителей |
Войсковая часть 3955 |
Профориентация учащихся; содействие в организации и проведении мероприятий по патриотическому направлению |
|
Встречи в рамках государственных праздников, мероприятий гимназии |
ГИБДД |
Социальная поддержка и приобщение учащихся к соблюдению ПДД, сохранению жизни и здоровья детей |
План совместной работы |
Уроки безопасности, беседы, лекции, совместное проведение акций |
УМВД по гор.Ангарску ОП-2 |
Профилактика ассоциального поведения. Просветительские мероприятия |
План совместной работы |
Уроки правовой направленности, беседы, лекции |
Родители учащихся |
Внеурочная деятельность, профессиональная ориентация, ЗОЖ, все направления воспитания |
|
Участие в классных и общешкольных делах, встречи с родителями, экскурсии на предприятия родителей, беседы для жизни и про жизнь |
Условия гимназии позволяют развивать и совершенствовать детскую инициативу, выстраивать взаимоотношения на доверии и понимании при:
Наличие социально-ценностных чувств и поддержки (педагоги – родители – учащиеся – местное сообщество.
«Классный годовой проект «Познавая себя – познаю мир» - совместная проектная деятельность - является эффективным методом освоения учащимися основных социальных навыков, практических умений в области экономики, политики и социальных отношений.
5 класс (10 -11 лет) - Познай себя
включение в процесс саморазвития, выстраивания системы взаимоотношения и общения
Включение в общегимназическую систему, знакомство с учителями среднего и старшего звена, передача опыта от старшеклассника к младшекласснику (демонстрация достижений, проявления качеств, познавательного интереса, социальной активности). Участие в общегимназических делах с целью формирования межсубъектного пространства.
Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.
Проект: «Путешествуй вместе с нами» (знакомство с музеями, центрами культуры, памятными местами нашего города)
6 класс ( 11 - 12 лет) - Сделай себя сам
Начало сознательного самовоспитания, влияние на свои физические и личностные качества, формирование сознательных целенаправленных усилий для создания авторитета в классе.
Помощь ребенку в поисках самораскрытия, выявления своих творческих способностей, реализации себя в классе среди сверстников.
Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.
Проект: «Сравни свой город: прошлое и настоящее»( мой любимый уголок Ангарска, мой любимый дворик, город моей мечты….в рисунках летописях и фотографиях)
7 класс (12 - 13 лет) - Научи себя учиться
Создание условий и помощь ребенку в реализации учебных достижений, положительной мотивации к образовательной деятельности, стремление к самостоятельности, автономности на фоне включения во взрослую жизнь, проявление социальной активности через включение в обегимназические дела, проекты, построение собственной личности в нравственной и эстетической сферах.
Шефская деятельность (начальная школа), участие в организации и проведении совместных мероприятий, праздников.
Проект: «По улицам нашего города» (историческое обоснование названий улиц нашего города)
8 класс (13 - 14 лет) - Утверждай себя
Включение ребенка в соуправление и организацию жизнедеятельности класса, гимназии, утверждение себя как личности в коллективе, активный поиск путей и средств к самоутверждению через общественно-ценную и личностно-значимую деятельность. Нравственное взросление через принятие общечеловеческих ценностей.
Шефская деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, одиноким пожилым людям)
Проект: «Край, в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции)
9 класс (14 - 15 лет) - Найди себя
Социализация личности через участие в социальных программах гимназии, проявления собственной инициативы с целью подготовки к будущему, самоопределению, профессиональной карьере, формирование социального ответственного поведения, определение гражданской позиции.
Шефская деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, одиноким пожилым людям). Вступление в отряд волонтеров гимназии «SMILE».
Проект: «Край, в котором мы живем» - (эколого – краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, встречи с интересными людьми, занимающимися исследованиями, изучением этно-культуры нашего края, занимающимися творческой деятельностью, художественными промыслами )
Результаты работы над классными годовыми проектами подводятся в процессе творческой игры: «Ангарский квест» в конце учебного года. Форма квеста предполагает:
Проект патриотического и гражданского воспитания: «За нами будущее России!» - Этапы проекта разрабатываются Ученическим Парламентом и члена волонтерской организации, они же и проводят все мероприятия проекта. Проект реализация в гимназии социально – значимой акции, проекта с привлечением к участию в проекте всех участников образовательно – воспитательного пространства (педагогов, родителей, учащихся), поиск партнеров, выпуск пресс-релиза в СМИ.
Деятельность педагогического коллектива по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни должна способствовать становлению у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, умений вести здоровый и безопасный образ жизни. Структура модели задана ФГОС ООО и включает рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ учащимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.
Структурные блоки деятельности |
Содержание деятельности |
Ответственные
|
Создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры |
Соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования; |
Администрация
|
наличие и необходимое оснащение помещений для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи; |
||
организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; |
||
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; |
||
наличие помещений для медицинского персонала; |
||
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники); |
||
наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования. |
||
Проведение тренировочных мероприятий по пожарной безопасности |
|
|
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся
|
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения; |
Администрация и педагогический коллектив |
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию); |
||
обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда; |
||
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; |
||
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; |
||
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам основного общего образования; |
||
рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе. |
||
Эффективная организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы |
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); |
Администрация, учителя физической культуры, педагоги |
рациональная и соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; |
||
организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; |
||
организация работы спортивных секций, туристических слётов и создание условий для их эффективного функционирования; |
||
регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий: Малой школьной спартакиады, Турслета, Дней здоровья, «Мама, папа и я – спортивная семья», военно-спортивные соревнования «За нами будущее России». |
||
Профилактика употребления психоактивных веществ учащимися |
Реализация программ превентивного направления: 1.Профилактическая программа: «Все цвета, кроме черного» 5-6 класс. 2.Профилактическая программа «Все, что тебя касается» 7-8 класс. 3.Профориентационный курс «Выбор. Выбор! Выбор?» 9 класс (авторская разработка). 4. Программа «Самосовершенствование личности» (авторская разработка). 5. Программа внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов «Юный психолог» авторская разработка. Эффективность профилактической работы повышается через формирование у детей жизненно важных навыков, т.е. активного участия самих детей в усвоении определенного поведения. Этот процесс включает моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Навыки лучше всего усваиваются, если учащиеся имеют возможность активно практиковать их. Исследования показывают, что, если дети имеют возможность практиковаться в навыках в безопасной атмосфере класса, то они могут быть более подготовлены к тому, чтобы использовать их вне стен школы. |
Администрация, социальный педагог, Педагоги-психологи, классные руководители |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма |
Изучение ПДД. Конкурсы на знание и соблюдение ПДД. Беседы с представителями ГИБДД. Организация работы отряда ЮИД. Проведение членами ЮИД занятий и конкурсов для младших школьников. Проект «Красный. Желтый. Зеленый». |
Администрация, педагог-организатор, преподаватели ОБЖ |
Реализация образовательных программ |
Реализация программы по «ОБЖ», элективного курса «Психология», КТД, Акции в рамках экологических дат. |
Администрация, Волонтеры, Общегимназический родительский комитет |
Просветительская работа с родителями (законными представителями). |
Просвещение родителей по вопросам психологии подросткового возраста, роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. П.; экологическое просвещение родителей; |
Администрация и педагогический коллектив |
содействие родителей в проведении просветительских мероприятиями профилактической направленности |
||
организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. П. |
||
Методическая работа с педагогическими кадрами |
Проведение семинаров, производственных совещаний педагогических советов по вопросам формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма |
Администрация |
Формирование у учащихся осознанного отношения к природе, собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на природу, здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих решению экологических проблем и снижению риска здоровью в повседневной жизни, укреплению здоровья, включает следующие направления деятельности:
№ модуля |
Целевые ориентиры, развиваемые способности |
Комплекс мероприятий (Виды и формы деятельности) |
|
1 |
Способность:
планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; Знание и умение:
Знание
|
Учебная деятельность Образовательные курсы физической культуры, естественно-научных дисциплин, элективных курсов «Психология», уроков ОБЖ. Реализация в учебном процессе приемов снятия утомляемости. Внеклассная деятельность 5-9 кл. Тематические классные часы совместно со специалистами, направленные на формирование ЗОЖ 5-9 кл. Тематические часы по изучению индивидуальных особенностей организма (см. раздел по профориентации).
Работа валеологического центра.
|
|
Результат: знания и умения рационально планировать свой день, распределять нагрузки, избегать перенапряжение, |
|||
2 |
|
Учебная деятельность Курсы физической культуры, ОБЖ Работа спортивных секций Внеклассная деятельность Инструктажи «Осторожно на воде», «Осторожно, лед!» и др. Малая гимназическая спартакиада. «Мама, папа и я – спортивная семья» Общешкольные мероприятия «День Здоровья», «Лыжня России», «Президентские тесты» и др. Участие в Городских общественных акциях в области физической культуры и спорта. Работа спортивного зала. Внешкольная деятельность Участие в российских спортивных проектах: «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры». |
|
Результат потребность в двигательной активности и индивидуальный выбор нагрузки, опыт регулярных занятий физической культурой |
|||
3 |
|
Учебная деятельность Развитие контрольно-оценочной деятельности учащихся, умения контролировать поведение. Внеклассная деятельность Тематические классные часы по тематике управления своим поведением. Тестирование уровня физической подготовленности воспитанников. Мониторинг здоровья обучающихся по итогам медицинского осмотра; Медицинские профилактические осмотры и создание «Паспорта здоровья школьника». Создание развивающих ситуаций. |
|
Результат: наличие чётких представлений о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств |
|||
4 |
|
Учебная деятельность Курс технологии, ЗОЖ Внеклассная деятельность Тематические классные часы и программы по формированию навыков ЗОЖ, «Рациональное питание», «Наши друзья - витамины», «Знакомство с основами диетологии» и др. Учебные проекты в области здорового питания, опасности пристрастий к некоторым современным продуктам и предприятиям быстрого питания, правильного выбора продуктов питания.
|
|
Результат: способность самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке); умение организовать правильное питание |
|||
5 |
|
Учебная деятельность Уроки физической культуры; работа кружков и спортивных секций. Внеклассная деятельность Тематические классные часы «Здоровье - ценность человека», «Скажем наркотикам НЕТ», «Мы против табака», и др. Проведение лекций, семинаров с приглашением специалистов на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!», «Современная мода и здоровый образ жизни», «Молодежь выбирает жизнь», «Спорт и здоровье». Конкурс плакатов и рисунков: «НЕТ-табаку», «Скажем наркотикам НЕТ» Месячники по профилактике табакокурения, наркомании и СПИД (конкурс плакатов, рисунков, викторины и анкетирование). Акция «Спорт против наркотиков» и др. Конкурсы рисунков, презентаций, видеороликов, сочинений по теме «Вредные привычки»; Подготовка проекта «Мы – за здоровый образ жизни!», «Научи правилам здорового образа жизни младшего» (подготовка памятки о правилах здорового образа жизни для учеников начальной школы). Мониторинг внеурочной занятости учащихся. Выставки творческих работ учащихся, проведение мастер-классов и т.п. Просмотр и обсуждение документальных кинофильмов о вреде употребления алкоголя, табакокурения, особой опасности наркотиков. Внешкольная деятельность Исследовательская работа и проектная деятельность.. Встречи-беседы с работниками детской поликлиники, врачами больниц. |
|
Результат Отсутствие учащихся (снижение показателя), демонтирующих зависимость от ПАВ и др. |
|||
6 |
|
Учебная деятельность Развитие коммуникативных навыков воспитанников на уроках и во внеурочной деятельности Внеклассная деятельность Тематические классные часы по культуре общения. Консультации психологов и социального педагога. Тренинги по психологии и коммуникативности;
|
|
Результат овладение основами позитивного коммуникативного общения. |
|||
7 |
|
Учебная деятельность Преподавание основ безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках ОБЖ и классных часов. Проведение контрольных срезов знаний правил безопасного поведения на улицах и дорогах, преподаваемых в рамках учебных дисциплин и факультативов (5-9кл) Внеклассная деятельность Оформление наглядной агитации по БДД. Изучение ПДД в рамках классных часов (5-11 классы) Организация работы отрядов ЮИД по предупреждению нарушений Правил дорожного движения Работа отряда волонтеров. Проведение месяца безопасности дорожного движения в сентябре. Недели безопасности дорожного движения (весна, осень) - практические занятия «Безопасное колесо». Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо» - подготовка команд для участия в муниципальных соревнованиях «Безопасное колесо». Разработка безопасных маршрутов учащихся в школу и домойт (5-6 классы) Внешкольная деятельность Профилактическая акция «Внимание, дети!» Включение во все мероприятия сотрудников Госавтоинспеции. Разработка отдельных целевых межведомственных мероприятий с начальником ГИБДД района. Проведение сверок с ГИБДД по состоянию ДДТТ. Участие в проведении служебных расследований по фактам ДТП с участием школьников. |
|
Результат Снижение (отсутствие) показателя ДТП с участием учащихся школы и по их вине, социальные проекты учащихся школы в области ПДД |
|||
8 |
– оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, последствий своих поступков по отношению к природе и ответственности за них; формировать готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения.
|
См. план-график реализации направления по воспитанию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
|
|
Результат: освоение и применение правил экологически грамотного поведения в быту и общественной жизни |
|||
Проект «Краеведение» является основным стержнем в формировании патриотизма и гражданственности, в осознании сопричастности к настоящему и будущему своего города, края, страны.
Обязательный раздел воспитательной программы, направленный на формирование нравственно – этического воспитания, гражданственности и патриотизма. Краеведение позволяет учащимся сформировать свое отношение к городу в котором мы живем, к его истории, настоящему и прогнозировать будущее нашей малой Родины, нашего Отечества в целом.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся призвана реализовывать стратегическую задачу – формирование у школьников активной жизненной позиции, и тактическую задачу – обеспечить включение и активное участие учащегося совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся в общеобразовательной школе строится наследующих принципах:
– публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников);
– соответствие артефактов и процедур награждения укладу жизни школы;
– прозрачность правил поощрения, соответствие действующему в школе Правилам внутреннего распорядка учащихся, разделу: Поощрения и взыскания, Положению о мерах социальной (материальной) поддержки учащихся.
– оптимальность частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых);
– сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп учащихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее);
– дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В гимназии используются следующие способы поощрения:
Ученический Парламент гимназии ежегодно подводит итоги своей работы и на торжественной линейке, посвященной празднику «Последний звонок», благодарит выпускников, которые проявили себя в самоуправлении и волонтерском движении.
Теоретический потенциал. Компетентность, способность организовать дело и проявить волю в его реализации при сохранении нравственности и порядочности - вот ведущие факторы профессиональной карьеры молодежи и социально-экономического развития нашего региона. В этой связи определенной идеологической основой работы с подрастающим поколением может служить признание ценностей сибирского характера и необходимости их сохранения и развития. Таким образом, сибирский характер мы рассматриваем как социальный гражданский характер. Поэтому обновление программы воспитательной работы в гимназии становится актуальным.
Воспитанность – интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека
Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.
Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения.
Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса.
взаимоотношений педагога с родителями и др.
Анализ воспитанности гимназистов позволяет:
Конкретизировать цели воспитательной работы
Дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности
Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника
Обосновать выбор содержания и методов воспитания
Соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным
Спрогнозировать близкие и отдаленные результаты воспитательной деятельности
Цель: изучение актуального состояния процесса воспитания, воспитанности и социализации гимназистов для внедрения программы социализации и воспитания «Я_АНГАРЧАНИН» в условиях ФГОС
№ |
Методика
|
класс |
срок |
ответственные |
результат |
1 |
Изучение уровня воспитанности Автор: Капустина Н.П. |
2,4,6,8,9,10 |
2,4 кл.- апрель 6,8,10 - ноябрь |
Педагоги - психологи параллелей Аналитическая справка Дьячкова Е.В.
|
Аналитическая справка |
2 |
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Автор: профессор Байбородов Л.В. |
4,5,6,7,8 |
октябрь |
1.Проведение педагогической диагности: классный руководитель 2. Педагоги - психологи параллелей |
Аналитические справки |
3 |
Методика определения общественной активности обучающихся Автор: Степанова Е.Н. |
8,9,11 |
февраль |
Педагоги психологи |
Аналитическая справка |
4 |
Методика выявления коммуникативных склонностей Автор: Овчарова Р.В. |
6-7 классы |
январь |
Педагоги психологи |
Аналитическая справка |
5 |
Методика «Наши отношения» Автор: Фридман Л.М. |
4,5,7,9,10 |
Декабрь-январь |
1.Проведение педагогической диагности: классный руководитель 2. Педагоги - психологи параллелей |
Аналитические справки |
6 |
Методика определения уровня развития ученического самоуправления в коллективе Автор: профессор Рожков М.И. |
7,8,10 |
Март-апрель |
Педагоги - психологи параллелей Дьячкова Е.В. |
Аналитическая справка |
7 |
Удовлетворенность обучающихся организацией школьной жизньи (в том числе: организация питания) Автор: А.А.Анедреева |
2,4,5,6,7,9,11 |
Март-апрель |
Педагоги - психологи параллелей Дьячкова Е.В |
Аналитическая справка |
8 |
Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (в том числе: организация питания) Автор: Е.Н.Степанова |
Родительская общественность: 2,4,5,6,7,9,11 |
Март-апрель |
Педагоги - психологи параллелей Дьячкова Е.В |
Аналитическая справка |
9 |
Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении Автор: Е.Н.Степанова |
учителя |
Март-апрель |
Педагоги - психологи параллелей Дьячкова Е.В |
Аналитическая справка |
Формы диагностики:
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, сформированность навыков ЗОЖ и экологической культуры. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Предполагаемым результатом программы воспитания и социализации гимназистов «Я - АНГАРЧАНИН»
является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
В результате реализации Программы ожидается:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
[1] Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение, 2008 г.